Преподаватели знают, как важно на первом уроке выяснить цели обучения студента. Но многие упускают из виду, что впоследствии их нужно корректировать. В этой статье на реальном примере разберем, что такое корректировка целей, почему ее нужно проводить и как это делать.
Содержание:
Кейс
Что случилось
Преподаватель Алиса (имя изменено) на протяжении 2,5 лет занималась со своим учеником Сергеем. И вроде бы все шло хорошо, но на одном из уроков он сказал: «Мне кажется, у меня нет прогресса. Я не понимаю, есть ли смысл в занятиях английским. Я ведь и задание делаю, и уроки не пропускаю, а где же результат?»
Для Алисы эти слова стали неожиданностью. Она начала выяснять, что же произошло с Сергеем. Оказалось, что на днях ему позвонил зарубежный партнер, и ученик не смог поддержать разговор с иностранным коллегой. Руководитель отдела упрекнул Сергея: «Что толку от твоих занятий, раз не понимаешь иностранца». Студент почувствовал разочарование и перестал видеть смысл в занятиях английским.
В чем проблема
Алиса поняла, что не готовила своего ученика к общению в деловой среде. Два года назад, в самом начале занятий, студент четко назвал цель изучения английского — «путешествовать и спокойно заказывать еду в ресторанах, общаться в такси». Преподаватель старательно готовилась к занятиям, и своей цели ученик достиг: побывал в пяти странах, где общался на бытовые темы и чувствовал себя уверенно.
В чем причина
Сергей за эти 2,5 года не стоял на месте: менялась его жизнь, менялись и цели изучения языка. Но вот сам он об этом сказать забыл, а корректировку целей преподаватель Алиса не проводила.
Также ждем преподавателей математики и русского языка — в онлайн-школу Skysmart уже пришли новые ученики. Подробности смотрите на сайте.
Зачем и как часто корректировать цели
Если коротко, чтобы не попасть впросак. Корректировка целей — это мощный инструмент повышения мотивации студента.
Понимание актуальных целей ученика напрямую связано с тем:
- насколько эффективно вы как преподаватель выполняете свою работу,
- насколько по итогу будет удовлетворен ваш ученик.
Поэтому корректировку целей методисты рекомендуют проводить регулярно. Конечно, делать это каждую неделю нет смысла. Достаточно уточнять цели раз в месяц, например, на последнем уроке.
В ходе занятия можно обозначить планы на ближайший месяц и при необходимости скорректировать их.
Как скорректировать цели
Проводить корректировку несложно. Методисты рекомендуют использовать стандартные вопросы для выявления целей:
- С кем и на какие темы вы планируете говорить на английском?
- Какие проблемы возникают у вас, когда вы начинаете пользоваться английским?
Разбейте большую задачу на этапы и продумайте, как их пройти. Сделать это можно наглядно с помощью Mindmap (например, в Miro). Так выглядит цель «изучение английского для путешествий»:

Важно в ходе корректировки напомнить студенту, что цель, которую он перед собой ставит, должна быть:
- конкретна;
- измерима;
- достижима;
- актуальна;
- ограничена во времени.
Для тех преподавателей, которые интересуются вопросами мотивирования, рекомендуем почитать про таксономию образовательных целей Бенджамина Блума.
Успехов вам и вашим студентам.
Достигайте всех целей!
Коллеги, поделитесь в комментариях, вам приходилось корректировать цели учеников во время обучения?