Предметно-языковое интегрированное обучение, или CLIL — один из самых интересных и распространенных подходов в обучении иностранным языкам, в том числе английскому. Многие преподаватели успешно используют темы и материалы других предметов на уроках, даже не подозревая, что у этой методики есть название. Подробнее о технологии и принципах методики — в этой статье.
Содержание:
Принципы CLIL
Термин Content and Language Integrated Learning сформулировал Дэвид Марш в 1994 году, но на самом деле этот метод распространен еще с древних времен. Ключевые принципы подхода предметно-языкового интегрированного обучения базируются на двух основных понятиях — «язык» и «интеграция».
CLIL условно делят на hard CLIL и soft CLIL. Hard CLIL означает, что любой школьный предмет может проходить на английском языке (при условии, что он является L2 для учащихся). В ходе такого урока ученики исследуют географию, литературу, биологию, физику или даже спортивные игры посредством иностранного языка.
Изучение языка должно базироваться на основных 4 «С»: content, communication, cognition and culture.
- Content: прогресс в знаниях, навыках и понимании, связанных с конкретными элементами определенной учебной программы.
- Communication: использование языка для обучения и одновременно обучение использованию языка.
- Cognition: развитие навыков мышления, которые связывают формирование концепций (абстрактных и конкретных), понимание и язык.
- Culture: знакомство с альтернативными точками зрения и общими представлениями, которые углубляют осознание инаковости и самости.
Все эти составляющие находятся в непрерывной связи между собой. Также важно помнить, что CLIL — в первую очередь предметное обучение общим знаниям, а не многоязычию: последнее является только дополнительной функцией.
Методика требует построения безопасного психологического климата на занятии.
Преимущества CLIL
Причина широкого распространения и популярности этого подхода в том, что он позволяет учащимся более эффективно общаться друг с другом, используя иностранный язык. Кроме того, CLIL:
- расширяет межкультурные знания учащихся;
- тренирует навыки общения на иностранном языке в естественных условиях;
- способствует развитию мышления и открывает творческий потенциал студентов;
- повышает мотивацию студентов и их уверенность в себе;
- тренирует все языковые навыки и умения;
- улучшает языковую компетенцию и навыки естественной устной речи;
- развивает интерес к разным языкам, к использованию их в разных сферах жизни;
- не требует дополнительных часов обучения.
Рекомендации по применению CLIL от преподавателя Skyeng
Подробнее о методике CLIL рассказывает Мария Цедрик — методист онлайн-школы английского языка Skyeng.
Полезные материалы по CLIL
Учебные пособия для уроков и методические указания по тому, как использовать CLIL на уроках, есть у издательства Oxford University Press, например, Show and Tell для детей с 4 лет. Подросткам подойдет линейка New Inspiration от Macmillan и Eyes Open Cambridge English.
Сайты с ресурсами для уроков:
- https://learnenglishkids.britishcouncil.org — копилка историй и текстов для чтения с детьми;
- https://www.clilmedia.com — бесплатные материалы для занятий, рекомендации и советы для учителей, блог о CLIL;
- https://www.onestopenglish.com/children/clil — уроки и материалы для обучения детей и подростков;
- https://www.khanacademy.org/ — видео, уроки и целые курсы, которые идеально подходят для изучения английского по методике CLIL.
Спасибо! Очень интересная статья. Я давно преподаю по этому методу. Если кому-то интересно, вот пример урока по этой методике (план конкретного урока с подробным разбором): https://youtu.be/NaqNeVw-N5U
полезно
Da
не поняла, где пример урока с CLIL
Enjoyable methord
Ошибка в фамилии: CLIL как термин был сформулирован Дэвидом Маршалом в 1994
I like the methord a lot! I think it s really use among the primary school!