Если ученик уехал в отпуск или отдыхает за городом на каникулах, необязательно отходить от учебного плана, чтобы провести урок. Я решила сделать подробный разбор о том, как провести полноценное онлайн-занятие, используя материалы учебника Spotlight.
Исходный материал: Spotlight 11 (Express Publishing)
Уровень: B2
Тема: Environmental problems (по моему опыту, студенты ее недолюбливают).
Итак, учебник предлагает студенту текст и упражнения к нему: сформулировать авторский посыл и объяснить значения выделенных слов (задание 1), заполнить пропуски корректными формами предложенных слов (задание 2). Затем необходимо прослушать аудио и поучаствовать в дискуссии (задание 3), а также выполнить творческое задание в группах (задание 4). В облачке снизу — дополнительно поговорка по теме.

Как же сделать урок интересным и запоминающимся, если на руках только черно-белая PDF-версия учебника? У меня это получилось за пять шагов.
Оформляем урок в виде презентации
Визуальное оформление — первое, что может привлечь или, наоборот, оттолкнуть: это справедливо как для рекламы и соцсетей, так и для контента нашего урока. Блеклые серые страницы с плохо различимыми иллюстрациями не помогут «зацепить» читателя, каким бы интересным ни было их содержание.
Создайте слайды в Google Slides — бесплатном и простом аналоге PowerPoint. Поиграйте со шрифтами и добавьте яркую картинку, которая будет связана с темой урока или, как в моем случае, заголовка:

Затем перенесите в презентацию текст. Для того, чтобы распознать его из PDF автоматически, воспользуйтесь сервисом FineReader или его расширением для Chrome.
💡 Кстати, совсем недавно мы опубликовали статью о полезных расширениях в браузере.
Добавляем интерактив и игровые механики
В тексте есть слова, выделенные жирным шрифтом. Авторы учебника предлагают разобрать их с учениками. Как это сделать? Можно создать задания на matching в LearningApps или WordWall, а также создать лексические карточки со словами в приложение Quizlet. В последнем больше интересных инструментов, поэтому расскажу о нем подробнее.
Создайте учебный модуль на базе выделенных слов. Сделать это очень легко: вы просто вбиваете необходимые слова и даете их определения тем способом, который считаете эффективным: дефинициями или картинками. Подбирать иллюстрации самостоятельно вам не потребуется — Quizlet сам предлагает подходящие под заданное слово картинки. У меня это выглядит так:

Для отработки лексики здесь есть интересные игровые механики — например, Scatter (карточки с русскими и английскими словами или изображениями разбросаны хаотично, нужно перетащить слово на перевод, тогда обе карточки исчезнут):

Или Gravity — нужно успеть ввести слово, пока летит астероид:

Помимо Quizlet мне нравится такой способ знакомства с лексикой, как word clouds. В интернете можно найти много таких готовых облаков:

Как его применить на этом уроке? Забегу немного вперед: после заполнения пропусков вы с учениками можете создать свое собственное облако (например, с помощью сервиса WordClouds) чтобы проверить, какую лексику ученики запомнили. Затем можно сравнить получившийся результат с готовыми из интернета.
Упрощаем работу с упражнением
В задании 2 необходимо раскрыть скобки и поставить слова в нужную форму. Как сделать этот этап интереснее? Я решила воспользоваться инструментом AnswerGarden. Это, по сути, тоже облако слов, где в одном месте будут собраны ответы учеников, примерно так:

Плюс формата в том, что видны ответы всех студентов, но при этом непонятно, кто совершил ошибку. Для вас это послужит показателем того, насколько тема усвоена учениками, а ученики смогут смело отвечать, не боясь ошибиться.
Другой вариант — потрясающий ресурс Kahoot, о котором мы так часто пишем. Он превратит любой контроль знаний в увлекательную викторину. Повторяться не буду — о том, как работать с сервисом, вы можете прочитать в этой статье.
Добавляем креативные задания
Картинки в презентации помогут не только привлечь внимание ученика, но и сделать фокус на подготовке к устной части ЕГЭ. Периодически вы можете отвлекаться от чтения текста и обсуждать тематические картинки в экзаменационном формате. Как вам такой вариант?
В задании 4 ученикам предлагают создать проект «зеленой» упаковки, но перед этим его необходимо обсудить вместе. Работа с иллюстрацией поможет найти, от чего оттолкнуться, а также углубиться в тему: экологичен ли дой-пак и почему, можно ли сложить упаковку Tetra Pak в корзину с бумажными отходами и так далее.
Не забываем про Writing
В PDF-версии учебника (стр. 41, правый нижний угол) мы видим очень интересную цитату, однако напрямую в уроке она не задействована.

Будет здорово разобрать ее с учениками (добавив новые слова, к примеру, в карточки Quizlet), а затем попросить сформулировать на ее основе тему для эссе. Писать эссе я, конечно, рекомендую на бумаге, однако устроить brainstorm и составить план будущей работы очень удобно удаленно: например, с помощью mindmap.

Создать свою схему можно, например, на доске Miro.
Вот так у меня получилось провести интерактивный и эффективный урок в рамках подготовки к ЕГЭ и даже заинтересовать учеников в, на первый взгляд, не самой интересной теме. Надеюсь, вам понравились мои идеи! Желаю вам успехов в работе, а вашим ученикам — блестящих результатов на предстоящем экзамене.