В статье разбираем, как улучшить взаимодействие с учениками, используя метод ненасильственного общения Маршалла Розенберга.
Что такое ненасильственное общение
Ненасильственное общение (ННО) ― метод, который направлен на переход к более осознанной и ответственной манере мышления и уважительной и зрелой коммуникации. Он разработан клиническим психологом Маршалом Розенбергом в 1960-х годах. На законодательном уровне подход ННО введен в школах Израиля.
Прочитать книгу «Ненасильственное общение. Язык Жизни» вы можете по ссылке.
В своей концепции Маршал Розенберг предлагает отходить от принципов общения, построенных на обвинении, оценочном суждении, требовании, сравнении, навязывании, а вместо этого создавать экологичный и дружественно настроенный вид коммуникации. Ненасильственное общение базируется на трех основных идеях:
- четкое понимание своих потребностей;
- развитие эмпатии к себе и другим людям;
- открытое и честное признание того, что человек хочет получить от общения.
Как строится ненасильственное общение
Существует четыре этапа ННО, которые стоит соблюдать в указанном порядке:
- Наблюдение. Задача этапа — проговорить действие, которое вызывает неприятные чувства по отношению к ученику. Без оценки или осуждения, нужно просто его назвать.
- Чувства. Здесь мы выражаем чувства от первого лица. Главное, не переносить фразы в категорию ― «Ты меня расстраиваешь!». Только от первого лица ― «Меня беспокоит, что…».
- Потребность. Этот этап скорее важен не для собеседника, а для говорящего. Важно понять, почему так сильно задевает поведение ученика и какая внутренняя потребность не удовлетворена. Это не нужно проговаривать, главное, понимать.
- Просьба. На этом этапе мы предлагаем ученикам конкретные действия, которые могут исправить ситуацию. Также для более продуктивной коммуникации стоит запросить обратную связь, чтобы узнать, что сами школьники думают о сложившейся ситуации.
Хочу отметить, что все это работает и в обратную сторону, не только учитель-ученик, но и ученик-учитель. Если взрослые общаются с детьми спокойно, доброжелательно и уважительно, то со временем это дает свои результаты и начинает работать в обе стороны.
Примеры ненасильственного общения
Разберем 2 случая.
Если ученик опаздывает на занятия
Этап: наблюдение
✔ «Смотри, последний раз в 8:30 в школу ты приходил в прошлый понедельник, это две недели назад» ― тут нет агрессии и оценки действиям ученика. Это просто факт, с которым нельзя не согласиться.
Этап: чувства
✔ «Меня расстраивает, что ты приходишь позже, так как это отвлекает от занятий» ― вы говорите за себя и объясняете, почему это не хорошо.
Этап: потребность
Здесь постарайтесь закрыть потребность не только свою, но и ученика. На данном этапе можно спросить, почему он так часто опаздывает. Может у него не получается вовремя позавтракать или он не знает в какое время лучше выходить, чтобы успеть на маршрутку. В зависимости от ответа предложите пути решения, иногда их достаточно просто озвучить.
Этап: просьба
✔ «Пожалуйста, постарайся приходить вовремя, это поможет нам лучше работать на занятиях и не отвлекаться».
Если ученик не выполняет домашнее задание
✔ «Сегодня 4-й день, когда ты не приносишь домашнюю работу. Меня расстраивает этот факт, так как мне потом нужно будет проверять все твои задания разом, это займет у меня больше времени. Как думаешь, почему у тебя не получается приносить готовую работу вовремя? Попробуй, пожалуйста, на следующий урок сделать задание, а если возникнут сложности, то подойди ко мне, я обязательно помогу».
Также вы можете посмотреть семинар от автора методики:
Школа ― это место, где дети учатся общаться, строить здоровые отношения и удовлетворять социальные потребности. Поэтому так важно дать им правильный инструмент для коммуникации. Применяйте метод ненасильственного общения и вы почувствуете, что атмосфера в классе становится лучше.
Другие статьи, которые могут быть полезны:
Немного не так работает метод и в рабочей обстановке.Обратите внимание, речь идёт об изменении вашего подхода к ситуации с учеником. Вы обращаете внимание на1),2,3,4- по методике и тем самым не требуете сиюминутной решить проблему, а даёте время измениться сознанию ученика. А если у него нет возможности решить проблему, то можно изменить его варианты форм обучения. Например, вы поняли, что он будет опаздывать, значит готовите для него отдельные задания, а когда разобрали этап с классом, он отдельно выходит и работает с вами у доски, когда класс выполняет задания по новой теме.
Ссылка на книгу нерабочая, файл удалён.
Здравствуйте! Спасибо, что написали) Мы заменили ссылку.
Здравствуйте, нет файла по ссылке. Подскажите, пожалуйста, есть актуальная ссылка? Буду благодарна!
К сожалению, по этой ссылке книги больше нет. ее можно найти в книжных магазинах. Например, https://www.litres.ru/book/marshall-rozenberg/nenasilstvennoe-obschenie-yazyk-zhizni-39962476/
Принуждать к жизни нужно : D Интересный подход, полюбопытствую, себя тоже принуждаете?
Я против позиции «терпилы». Нужно искать способы мотивировать себя и окружающих, а не принуждать. Наличие навыков ННО это про повышение мотивации и адекватный подход к человеку как к личности, а не как в рабу системы.
В семье этот метод необходим, а вот для школы и будущей работы — это просто сказочка про козявочку. У учеников и работников есть обязанности, неисполнение которых меня, конечно, огорчает, но не так чтобы «кушать не могу» («Мимино»). Расстраиваться должны ученики и их родители, т.к. должны быть обозначены четкие дисциплинарные взыскания на этот счёт. К жизни приучать нужно детей. И проверять запоздавшую гору домашек я бы не стала. Я не учитель, я мама..
Немного не так работает метод и в рабочей обстановке.Обратите внимание, речь идёт об изменении вашего подхода к ситуации с учеником. Вы обращаете внимание на1),2,3,4- по методике и тем самым не требуете сиюминутной решить проблему, а даёте время измениться сознанию ученика. А если у него нет возможности решить проблему, то можно его варианты форм обучения. Например, вы поняли, что он будет опаздывать, значит готовите для него отдельные задания, а когда разобрали этап с классом, он отдельно выходит и работает с вами у доски, когда класс выполняет задания по новой теме.