В педагогическом коллективе нередко случаются конфликты. Несмотря на то, что такие ситуации — неотъемлемая часть коммуникации, они создают неприятную среду между педагогами, отягощают рабочую атмосферу в школе и снижают продуктивность учителей и учеников. В статье расскажем о природе конфликтов, их причинах, путях решения в школе, а также поделимся методами предотвращения конфликтов между педагогами. 

Содержание:

  1. Что такое конфликт
  2. Конфликт: позитивные и негативные последствия
  3. Конфликт между учителями: причины и особенности
  4. Как решать конфликты в педагогическом коллективе
  5. Между двух огней: сводим к минимуму конфликты учителей
  6. Методики успокоения после конфликта

Приглашаем преподавать английский, математику, физику, компьютерные курсы!

С опытом подготовки к ЕГЭ
доход до 100 000 ₽ в месяц

Начать преподавать
banner vse 6 Skyteach

1. Что такое конфликт

Конфликт — необходимый аспект в общении, глубоко укоренившийся на социальном, культурном и даже биологическом уровне человека. Он возникает, когда расходятся интересы, не совпадают ценности или точки зрения. Природа конфликтов сложна и многогранна.

Понимание конфликтов необходимо, чтобы конструктивно управлять ими и искать оптимальные решения проблемы.

Независимо от того, происходит ли конфликт в личном, межличностном или глобальном масштабе, человек должен осознавать: столкновения интересов будут всегда. Такие ситуации неизбежны.

Конфликт принимает разные формы: может быть явным или скрытым. Примером первого могут выступать словесные споры, когда люди активно включены в конфликт, допускают использование нецензурной брани и обидных выражений в адрес другого человека. Примером второго служит пассивно-агрессивное поведение. Яркой иллюстрацией является гостинг (от англ. ghosting; ghost — «призрак»), когда человек резко прекращает общение без объяснения причин или игнорирует собеседника. 

По своей природе конфликт эмоционально заряжен. Чувства гнева, разочарования, страха и обиды и другие эмоции, присущие человеку, могут разжигать споры и неприятные ситуации. Эмоциональные реакции могут обострять конфликты, затрудняя их разрешение.

Неэффективная коммуникация — частая причина конфликтов. Непонимание, неверные толкования и отсутствие эффективных каналов связи усугубляют разногласия и приводят к ситуации, когда стороны не слышат друг друга. 

Например, на работе человек может не так понять смысл слов коллеги, которые могут быть расценены как попытка оскорбить, задеть или унизить. Даже невольная шутка о профессиональных устремлениях педагога, победах или аксессуаре, подаренном мужем или женой, может глубоко ранить. Из-за этого может сложиться непонимание, а впоследствии и обида на человека. Осознание причин конфликтов, открытое и честное общение жизненно важно для любого человека.

Конфликт может иметь последствия как в позитивном, так и в негативном ключе. Неразрешенные конфликты и ситуации портят отношения. Конфликты, которые были разрешены конструктивно, приводят к улучшению взаимопонимания между людьми, а также к позитивному исходу конфликтной ситуации.

Эксперты Skyeng подготовили
для учителей методические подарки

Можете забрать все!

Получить подарки
gift 3 Skyteach

2. Конфликт: позитивные и негативные последствия

Начнем с позитивного влияния разногласий на коллектив:

  1. Фокус на креативность: когда люди имеют разные точки зрения, они с большей вероятностью будут избегать конфликтов, стараться находить альтернативные и зачастую творческие способы решения проблем.
  2. Улучшение процесса принятия решений: участие в конфликте позволяет тщательно изучить возможные последствия сложившейся ситуации, принять более эффективное решение и избежать конфликтов в будущем.
  3. Высокая осведомленность. Конфликт может повысить осведомленность о других насущных вопросах, которым ранее не было уделено должное внимание. 
  4. Укрепление отношений: эффективное управление конфликтом, понимание источников конфликтов и всей сложности ситуации улучшают взаимопонимание в коллективе.
  5. Личностный рост. Участие в конфликте может способствовать личностному росту. Оно дает возможность задуматься о ценностях, убеждениях и стиле общения с другими и, как следствие, минимизировать возникновение конфликтов в коммуникации.
Реальный пример конфликта между учителями, который имел положительные для меня последствия, случился, когда я, автор данного материала, работала в российском вузе доцентом. Второй год я не ладила с одним коллегой, хотя нас объединяла общность научных интересов. Заведующая кафедрой, наблюдая перепалки между нами, решила нас примирить «методологически»: ему она поставила лекции, а меня попросила вести семинары. Предмет был один и тот же. Я и мой коллега были вынуждены очень часто пересекаться, чтобы согласовывать темы для лекций и семинаров. Со временем конфликты сошли на нет и наши деловые отношения только укрепились. 

Негативные аспекты конфликта:

  1. Разрушение и вред. Неразрешенные конфликты приводят к негативным последствиям как на физическом, так и на эмоциональном уровне. Негативные эмоции, такие как обида и гнев, могут сохраняться на протяжении длительного времени, что затрудняет примирение.
  2. Снижение производительности. Неразрешенные конфликты снижают производительность сотрудников и, как следствие, влияют на эффективность командной работы.
  3. Стресс и проблемы со здоровьем. Стресс, связанный с конфликтом, приводит к проблемам со здоровьем, включая тревогу, депрессию и физические недомогания.
  4. Истощение ресурсов. Конфликты часто отнимают время и энергию, которые лучше направить на достижение целей в профессиональной области. Утечка ресурсов особенно пагубна для организаций.
Другой пример конфликта между учителями на работе в российском вузе, где я преподавала раньше, имеет грустный конец. На этот раз заведующая моей кафедрой конфликтовала с другим преподавателем с нашего факультета, который не разделял ее подхода к работе со студентами и к распределению нагрузок между педагогами. В тот период находиться в коллективе было психологически тяжело, ведь занять какую-либо позицию поддержки мне казалось неправильным. У обоих была своя правда, свои ценности, и каждый хотел остаться при своем мнении. В результате мой коллега уволился из университета. О своем уходе он никого из членов моего коллектива не предупредил. Возможно, конфликт можно было уладить заранее, но стороны не нашли на это психологических ресурсов. 

Вам могут быть интересны и эти статьи:

3. Конфликт между учителями: причины и особенности 

Межличностные споры или разногласия, ситуации конфронтации между педагогами возникают на различных уровнях образования (в школе, в колледжах, в университете) в педагогическом коллективе, оказывают влияние на рабочую и образовательную атмосферу. Конфликты между учителями приводят к профессиональному выгоранию. Когда преподаватели в школе чувствуют отсутствие поддержки или вовлечены в споры, общая удовлетворенность работой снижается. Решение конфликтов, осознание их причин, создание комфортной рабочей среды в школе поможет удержать талантливых педагогов и даст им возможность сосредоточиться на их трудовой деятельности, а не на неприятной ситуации.

Источники конфликтов:

  • Профессиональные различия. Конфликты между учителями в школе случаются из-за разницы в методах преподавания. Например, один учитель в одной ситуации предпочитает традиционный стиль преподавания (передача знаний ученикам на основе теоретического материала, например лекций), другой учитель выбирает обучение, которое базируется на активном вовлечении студентов (например, проектная деятельность).
  • Разногласия могут касаться распределения ресурсов между учителями в школе. Сюда относятся ситуации, связанные с канцелярскими материалами, технологиями (например, использованием проектора) и др.
  • Учебная программа и выставление оценок. Конфликты между учителями происходят из-за различий во мнениях относительно содержания учебной программы или стандартов выставления оценок.
  • Межличностные проблемы как причина конфликта. Личные разногласия или конфликты между педагогами могут быть не связаны с преподаванием. Проблемы во взаимодействии могут появляться в результате межличностного общения (например, сказывается разность темпераментов и культурные различия).

Влияние конфликтов между педагогами на учеников

Конфликты учителей друг с другом оказывают негативное влияние на психоэмоциональное состояние ребенка в школе. Они создают нестабильную и напряженную учебную среду для детей, снижают эмоциональное благополучие учеников и их активность в классе.

Конфликты в школе могут привести к непоследовательности в методах преподавания, что может запутать учеников и помешать их академическому прогрессу.

Если ученики почувствуют напряжение между учителями, это может сформировать негативное отношение ребенка к обучению или школе.

Рассмотрим и другие негативные последствия конфликта между педагогами на ребенка в школе:

  • Конфликты взрослых (будь то родители или учителя) негативно сказываются на психике и самочувствии детей. Ученики чувствительны к эмоциональной атмосфере в школе. Постоянные конфликты между учителями могут создать для ребенка напряженную среду, которая может привести к чувству тревоги и стрессу у учеников. В результате они могут поссориться с своими обеспокоенными родителями.
  • Учителя для ребенка являются примером для подражания. Наблюдение за конфликтами между педагогами может сбить ученика с толку, поскольку это противоречит ценностям сотрудничества и уважения, которые школа и родители стремятся привить детям.
  • Учителя могут быть менее склонны взаимодействовать с учениками по самым разным вопросам при наличии конфликтов. Это может привести к снижению качества образования.
  • Конфликты между учителями часто отражаются на взаимодействии с учениками. Преподаватели, которые состоят в конфликтах, могут непреднамеренно вымещать гнев и обиду на ребенке.
  • Конфликты между педагогами могут повлиять на уровень доверия ребенка к взрослым в целом (учителям в школе, родителям). Это может подорвать чувства безопасности и поддержки, которые необходимы учащимся для академического прогресса и эмоциональной стабильности. 
  • В конечном счете негативные последствия конфликтов между учителями могут отразиться и на оценках ребенка. Токсичная учебная среда, эмоциональный стресс и напряженные отношения с учителями могут понизить успеваемость ребенка. 
У меня есть знакомая. Ее ребенок ходил в музыкальную школу. Выпускной класс и спорная оценка по сольфеджио, хотя девочка шла на диплом с отличием. Обладая хорошими музыкальными данными, она собиралась поступать в консерваторию. Мама обратилась к директору школы с просьбой поставить еще один экзамен по сольфеджио. Апелляция была необходима, чтобы ребенок смог доказать свои знания и сдать на отлично. Но поскольку директор школы никогда не мог найти общий язык с преподавателем по сольфеджио, никакая апелляция в итоге не была организована. Учитель отказала из принципа. В результате девочка не получила заветный красный диплом и в консерваторию решила не поступать. Так сильно на нее повлияла невозможность показать свои знания и побороться за заветную пятерку.

Крайне важно, чтобы школы и педагоги осознавали влияние конфликтов на учащихся и принимали меры для предотвращения и разрешения таких конфликтов конструктивным образом. Создание благоприятной и гармоничной школьной среды имеет важное значение для благополучия и успеха в учебе всех учащихся. Также на ребенка может оказывать негативное влияние обстановка в доме (конфликты между родителями либо другие проблемы). Поэтому школа должна быть местом, где ребенку комфортно.

Вам могут быть полезны и эти статьи:

4. Как решать конфликты в педагогическом коллективе

Разрешение конфликтов между учителями имеет большое значение для поддержки гармоничной и продуктивной образовательной среды в школе.

Помочь урегулировать конфликты между учителями помогут следующие шаги:

  1. Поощряйте учителей открыто и честно общаться друг с другом. Педагоги должны чувствовать себя комфортно, обсуждая свои проблемы и идеи с коллегами в уважительной манере. Именно культура прозрачности поможет предотвратить недопонимание, которое часто приводит к конфликтам между учителями.

    Пример фразы, которую можно сказать коллегам, чтобы призвать их к открытой коммуникации на заседании учителей: «Коллеги, все мы работаем вместе, важно оставаться одной командой. Для нас всех будет лучше, если каждый будет высказываться: комфортно ли работается, что беспокоит. Это поможет нам лучше понимать потребности друг друга и решать насущные проблемы на корню».
  2. Убедитесь, что педагоги внимательно слушают друг друга, не перебивают. Это поможет найти и понять коренные причины конфликта. Во время спора призывайте к этому.

    Например: «Коллеги, слушать и уметь понять другого человека — важный навык. Давайте уважать друг друга, так как только в этом случае нас ждет успешное разрешение конфликта».
  3. Помогите учителям расставить приоритеты в наиболее важных вопросах и найти компромисс. Это поможет избежать новых споров.
  4. Предложите учителям тренинги или семинары по разрешению конфликтов. Эти занятия могут дать ценные навыки и инструменты для конструктивного управления конфликтами. Также преподаватели научатся реагировать так или иначе, в зависимости от вида конфликта. Можно подготовить и отдельную подборку из полезных ресурсов и выслать их учителям. Среди ресурсов рекомендуем следующие:
  • Книги и публикации

Есть несколько книг, посвященных разрешению конфликтов в образовательных учреждениях:

  • «Пять пороков команды», Патрик Ленсиони;
  • «Трудные разговоры: как обсудить самое важное», Дуглас Стоун, Брюс Паттон и Шейла Хин.
  • Интернет-ресурсы

Многие образовательные веб-сайты и организации предоставляют бесплатные ресурсы по управлению и разрешению конфликтов. Например, Американская ассоциация школьных администраторов (AASA) и Национальная ассоциация образования (NEA) часто публикуют полезные материалы.

5. Работайте вместе, чтобы определить вопросы, которые вызывают конфликт. Узнайте, что беспокоит каждого учителя и что, по его или ее мнению, необходимо решить в первую очередь.

Используйте утверждения с «я»

Предложите учителям использовать утверждения с «я», чтобы выразить свои чувства и опасения. Например, «Я расстраиваюсь, когда…», «Мне грустно, когда…» вместо «Ты всегда делаешь так». Такой подход способствует конструктивному общению.

· Сохраняйте спокойствие и уважение: подчеркните важность поддержания уважительного и профессионального тона во время обсуждений. Не обвиняйте и не занимайте оборонительную позицию. Иначе это приведет к обострению конфликтов в школе.
· Если конфликт между учителями не может быть решен на протяжении длительного времени или его трудно разрешить, рассмотрите возможность привлечения нейтральной третьей стороны. Это может быть администрация школы или школьный психолог. 
Используйте слово «мы», когда это уместно

Хотя утверждения с «я» необходимы для выражения личных чувств и переживаний, существуют ситуации, когда утверждения с «мы» могут передавать общую ответственность за решение. Примеры фраз: «Мы команда, давайте решим эту проблему вместе», «Только вместе мы сможем решить этот вопрос конструктивно, давайте попытаемся».

5. Между двух огней: сводим к минимуму конфликты учителей

Поделимся несколькими способами, которые могут минимизировать риск возникновения конфликтов в педагогическом коллективе.

Установите четкие ожидания

Четко определите обязанности, которые должен выполнять учитель в школе, а также то, чего ожидает руководство от педагогического коллектива. Когда каждый понимает свою роль и то, чего от него требуют, вероятность возникновения конфликтов низкая. Создание четких должностных инструкций поможет учителям работать вместе, не наступая друг другу на пятки. Например, можно поручить профсоюзу создать кодекс поведения для преподавателей.

Профессиональное развитие и обучение

Инвестируйте в программы профессионального развития и тренинги, посвященные разрешению конфликтов, коммуникативным навыкам и командной работе. Эти программы снабдят учителей инструментами, необходимыми для эффективного разрешения конфликтов.

Поощряйте сотрудничество

Развивайте культуру сотрудничества и дух командной работы в школе. Поощряйте учителей работать над проектами вместе и делиться опытом друг с другом. Когда педагоги сотрудничают, они выстраивают более доверительные отношения и чаще избегают конфликтов.

Механизмы конструктивной обратной связи

Внедрите систему обратной связи и конструктивной критики. Это поможет учителям улучшить свои методы преподавания, а такая система станет ценным инструментом профессионального роста. Однако процесс обратной связи должен быть адекватным и соответствующим ситуации, а не критическим. Так вы сможете избежать конфликтов и противостояний.

Четкие политики и руководящие принципы

Установите политику и рекомендации по разрешению конфликтов внутри школы. Наличие четко определенных процедур разрешения конфликтов обеспечит справедливость и последовательность в решении спорной ситуации.

Формируйте позитивную культуру общения в школе

Создайте в школе среду, в которой ценится разнообразие и различия во мнениях. Когда учителя чувствуют, что их уважают и ценят, они с меньшей вероятностью будут участвовать в конфликтах. Поощряйте мероприятия по сплочению коллектива и праздники, которые объединяют учителей и учеников.

Программы равноправного посредничества

Внедряйте программы посредничества между коллегами, где обученные учителя или сотрудники могут объединяться и выступать посредниками в конфликтах между коллегами. Коллеги-посредники облегчат дискуссии и помогут решить проблему, а в некоторых случаях смогут пресечь конфликт на корню. 

Поддержка со стороны руководства

Эффективное школьное руководство играет решающую роль в предотвращении конфликтов. Школьная администрация должна быть открыта к общению, предоставлять рекомендации и поддержку, а также оперативно решать любые проблемы. Когда учителя чувствуют, что имеют поддержку своего руководства, они с большей вероятностью будут решать конфликты конструктивно.

Найти баланс между работой и личной жизнью

Важно продвигать здоровый баланс между работой и личной жизнью. Высокий уровень стресса и выгорания способствует конфликтам. Поощряйте практику заботы о себе, чтобы помочь учителям управлять своей рабочей нагрузкой, снижать стресс, избегать профессионального выгорания.

Реализуя эти стратегии, школы могут создать более гармоничную рабочую среду для учителей и снизить вероятность возникновения конфликтов. Такой подход к предотвращению конфликтов способствует созданию позитивного и продуктивного настроя учителей.

Хотите попробовать преподавать онлайн, но много вопросов?

Что нужно сделать, чтобы попасть в Skyeng? Почему кандидату могут отказать? Кто поможет новичку? Где и как проходят онлайн-уроки?

Все о преподавании в Skyeng вы узнаете в разделе Skyteach Help!

Узнать
group 1597879428 Skyteach

6. Методики успокоения после конфликта

После конфликтов важно прийти в себя, побыть одному какое-то время. Успокоение после конфликта имеет решающее значение для эмоционального благополучия. Ниже — несколько методов, которые помогут обрести внутренний покой после конфликтов:

  • Сделайте глубокий вдох: упражнения по дыханию успокоят нервную систему. Глубоко вдохните через нос, задержите дыхание на несколько секунд, а затем медленно выдохните через рот. Повторите несколько раз.
  • Займитесь физической активностью (короткой прогулкой, бегом или йогой). Упражнения высвобождают эндорфины, которые снижают стресс и улучшают настроение.
  • Практикуйте медитацию, чтобы сосредоточить внимание на настоящем моменте. Это поможет отстраниться от негативных эмоций, связанных с конфликтом.
  • Напрягите, а затем расслабьте каждую группу мышц тела, начиная с пальцев ног и заканчивая головой. Это поможет снять физическое напряжение.
  • Ведите дневник: запишите свои мысли и чувства, связанные с конфликтом. Это внесет ясность и послужит формой для эмоционального освобождения.
  • Поговорите с близким человеком: поделитесь своими мыслями и чувствами с другом, подругой или членом семьи, которым вы доверяете. Это обеспечит эмоциональную поддержку.
  • Ведите позитивные разговоры с самим собой. Напоминайте себе, что конфликты — часть жизни.
  • Займитесь хобби: сосредоточьтесь на приятном занятии, которое поможет отвлечься от конфликта.
  • Закройте глаза и представьте умиротворяющее место (поляну в лесу или морской берег). Визуализируйте себя там.
  • Слушайте музыку: включите успокаивающую музыку, например классическую. Она оказывает положительное влияние на настроение и снижает уровень стресса.
  • Обратитесь за профессиональной помощью: если сложно успокоиться, подумайте о консультации психолога. Можно послушать подкасты или видео, где врачи делятся советами, как эффективно управлять конфликтами.

Возможно, вам будет полезно и это видео:

Конфликты между учителями — частое явление в образовательных учреждениях и неотъемлемый компонент коммуникации в педагогическом коллективе. Разногласия могут иметь разные причины (социальные, культурные и многие другие). Конфликты негативно отражаются на продуктивности педагогов и учащихся. Открытое и честное общение, эффективная коммуникация, создание дружелюбной среды внутри педагогического коллектива необходимы для минимизации конфликтов между учителями. Устраняя основные причины разногласий между учителями и реализуя действенные стратегии по управлению конфликтами, школы могут способствовать созданию гармоничной и продуктивной рабочей среды.

Открытое и прозрачное общение, четкие ожидания и профессиональное развитие являются необходимыми компонентами предотвращения конфликтов. Поощрение сотрудничества, конструктивная обратная связь и развитие позитивной школьной культуры играют важную роль в решении конфликтов. Более того, наличие четкой политики, программ посредничества среди коллег и сильной поддержки со стороны руководства — гарантия, что в случае возникновения конфликтов они будут оперативно решены. В конечном счете согласованные усилия по предотвращению конфликтов между учителями приведут к созданию комфортной обстановки как для преподавателей, так и для учащихся.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×