У каждого учителя есть свой стиль преподавания. Но это совсем не значит, что он не подлежит изменениям. По мере того как традиционные стили преподавания развиваются, все больше и больше учителей корректируют свой подход в зависимости от образовательных потребностей своих учеников.
Учителя могут использовать основной стиль, выбранный в течение учебного года, вместе с другим, а также адаптировать свои стратегии преподавания к ученикам и текущему процессу обучения, чтобы добиться наилучших результатов обучения.
Разберем, что такое стиль преподавания, какие основные стили существуют и в чем их плюсы и минусы. В конце вы узнаете, почему важно знать различные стили обучения и иметь четкое представление о том, как их использовать в случае необходимости.
Содержание:
- Что такое стиль педагогической деятельности?
- Авторитарный стиль
- Демократический стиль
- Либерально-попустительский стиль
- Какой из этих стилей преобладает в наши дни?
Что такое стиль педагогической деятельности?
Стили преподавания не являются врожденными качествами. Они формируются во время педагогической практики. А также на их формирование влияют личностные характеристики учителя и специфика деятельности и других предлагаемых учебным заведением условий. К тому же стили тесно связаны с методиками преподавания.
Советуем почитать и эти статьи:
Авторитарный стиль
Многие из нас, будучи учениками, чаще сталкивались именно с этим стилем. Сказать, что он был эффективным или, наоборот, совсем бесполезным, будет неправильно. Поэтому стоит для начала разобраться, что это за стиль.
Авторитарный стиль ориентирован на преподавателя и предполагает длительные лекционные занятия или односторонние презентации. Студенты не являются активными слушателями. От них ожидается, что они будут делать записи и быстро усваивать информацию вопреки индивидуальным особенностям. Учителя с таким подходом не считают нужным аргументировать, почему, например, ученик не прав, а они правы. Они ждут безоговорочного послушания.
Авторитарного стиля обычно придерживаются люди с твердым характером, самоуверенные и неудовлетворенные в своей деятельности.
Этот стиль преподавания больше подходит при работе с большими группами, когда активное взаимодействие между преподавателем и студентами невозможно. Или же при записи онлайн-курсов, когда двустороннее взаимодействие, как правило, нереально.
Чисто лекционный стиль наиболее подходит для таких предметов, как история, где требуется запоминание ключевых фактов, дат, имен и т. д. А для обучения, например, английскому, он будет не таким эффективным, особенно с детьми, поскольку взаимодействие с преподавателем практически отсутствует.
Плюсы:
- возможность одновременного обучения больших групп студентов;
- быстрая подача и освоение большого количества материала;
- дисциплина.
Минусы:
- низкий уровень запоминания информации;
- отсутствие активного обучения;
- потеря интереса к предмету;
- недоверие к учителю;
- негативные чувства по отношению к учителю: злость, страх, ненависть.
Демократический стиль
С демократическим стилем кто-то из нас мог познакомиться в вузах. Но в наше время он не был таким популярным, как авторитарный. Многие студенты именно благодаря такому подходу влюблялись в предмет и с удовольствием учили его и участвовали в дискуссиях.
Этот педагогический стиль предполагает баланс между учителем и учениками. Это комплексный подход к обучению, при котором личность и интересы преподавателя сочетаются с потребностями учащихся и соответствующими учебной программе методами.
Учителя с таким подходом по-прежнему придерживаются определенной структуры урока, но при этом могут корректировать его ход и придумывать нужные упражнения, чтобы заинтересовать учеников. Учитель относится к учащимся как к личностям с индивидуальными особенностями, приводит конкретные аргументы и осуществляет ненавязчивый контроль над учениками.
К демократическому стилю склонны личности с адекватной самооценкой, чуткие и эмпатичные профессионалы.
Плюсы:
- высокая вовлеченность учащихся;
- сформированное чувство ответственности;
- логическое понимание своих действий;
- способность формировать собственное мнение;
- уважительные и даже дружеские отношения с учителем.
Минусы:
- риск чрезмерной нагрузки для преподавателя из-за попыток быть слишком разным для всех учеников и как результат — снижение эффективности обучения;
- риск полностью потерять контроль над ситуацией и уйти в либерально-попустительский стиль.
Либерально-попустительский стиль
Возможно, вы помните уроки некоторых своих учителей, во время которых класс сходил с ума. А может, такое случалось и в университете. Разница лишь в том, что во втором случае студенты более уважительно относятся к преподавателям, так как они уже взрослые.
Вероятно, именно из-за таких ситуаций этот стиль описывается как безответственный: учитель здесь пускает дело на самотек и переоценивает возможности учащихся. Он может дать свободу ученикам, которая вначале может восприниматься ими как возможность проявить себя. Но в скором времени это ощущение проходит, так как для эффективного учебного процесса необходим пример, которым является учитель.
Либерально-попустительскому стилю привержены неуверенные в себе, а иногда еще и недостаточно профессиональные люди, которые стремятся перекинуть ответственность на других.
Отношения строятся на мнимой свободе. Учитель с либерально-попустительским подходом воспринимает воспитанников как самостоятельных и инициативных. А контроль носит хаотичный порядок.
Плюсы:
- совместная работа по достижению общих целей между учениками;
- ученики проявляют учебную и личностную инициативу.
Минусы:
- переоценка возможности учеников;
- неэффективные занятия;
- снисходительное отношение к учителю;
- утрата чувства авторитета преподавателя в классе;
- отсутствие дисциплины.
Вам могут быть полезные и эти материалы:
Какой из этих стилей преобладает в наши дни?
В жизни каждый из стилей в «чистом» виде встречается редко. На практике зачастую каждый отдельный педагог проявляет «смешанный» стиль взаимодействия с учащимся. В этом случае обычно преобладают два стиля: демократический и авторитарный или демократический и либеральный. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.
Также опрос среди преподавателей показал, что самый популярный стиль — демократический. Вот пара мнений, которые больше всех получили поддержку со стороны коллег:
«Я придерживаюсь личностного подхода. Работаю со взрослыми, отношусь к ним как к равным, с уважением и пониманием, но и с нотками строгости, чтобы не уплывали далеко от линии занятия».
«Скорее, демократический, так как придерживаюсь мнения выше. Отношусь как к равным; считаю, что они сами за себя ответственность несут, поэтому и не давлю чрезмерно. Могу и пошутить, и пожурить».
Было также такое интересное мнение, которое тоже поддержали другие учителя:
«Эзотерическо-психологический-потоковый. Это когда ты медитируешь, открываешь чакры, развиваешь эмпатию, открываешь канал связи и т. п., чтобы понять, что лучше для ученика. Одновременно учишь его исследовать и осознавать собственные потребности через диалог. И ты всегда готов к переменам и смене курса».
Из всего перечисленного можно вывести следующие важные профессиональные качества педагогического общения:
- коммуникативные качества;
- проявление интереса к людям и работе с ними;
- способность к эмоциональной эмпатии;
- умение управлять собой (психическим состоянием, жестами, мимикой);
- умение подхватывать новые идеи и внедрять их в свою работу;
- способность быстро адаптироваться к любым изменениям и обстоятельствам;
- умение прогнозировать возможные педагогические ситуации.
Это говорит о том, что особую роль в наши дни в педагогическом общении играет личность педагога.
Каждый из этих стилей преподавания имеют свои преимущества и недостатки как для учителя, так и для учеников. Поэтому важно в начале учебного года определить потребности учащихся в обучении, и на основании этого выбрать оптимальный стиль преподавания. Но даже после этого учителю стоит развивать и другие стили преподавания и интегрировать их в обучение. Развивая свои стили преподавания и сочетая их с эффективными навыками работы с классом, учителя узнают, что лучше всего подойдет для их личности и учебной программы.
Почему же полезны знания о стилях преподавания:
- Более эффективное достижение целей обучения. Знакомясь и изучая разные стили преподавания, учитель может увидеть себя со стороны, понять, какие стратегии больше всего используются, насколько они полезны, какие даются легче, а какие сложнее. Это помогает более осознанно подойти к выбору методов обучения.
- Новые возможности. Использование только одного стиля может привести к однотипности занятий и, соответственно, к снижению мотивации у учеников. Это также касается учителей, так как такое обучение становиться рутиной и часто может приводить к выгоранию и непониманию, куда идти. Расширяя же свой диапазон привычных стилей, учитель открывает новые горизонты, а также освобождает место для новых идей и, возможно, новой интересной методики.
В поиске своего стиля помогают фильмов об учителях:
Пройдите тест, чтобы узнать кто вы из кинопреподавателей: Which movie teacher are you? (test). А также можете почитать литературу по психологии для учителей: Психология для преподавателей: книги, которые стоит прочитать.