У каждого учителя есть свой стиль преподавания. Но это совсем не значит, что он не подлежит изменениям. По мере того как традиционные стили преподавания развиваются, все больше и больше учителей корректируют свой подход в зависимости от образовательных потребностей своих учеников. 

Учителя могут использовать основной стиль, выбранный в течение учебного года, вместе с другим, а также адаптировать свои стратегии преподавания к ученикам и текущему процессу обучения, чтобы добиться наилучших результатов обучения.

Разберем, что такое стиль преподавания, какие основные стили существуют и в чем их плюсы и минусы. В конце вы узнаете, почему важно знать различные стили обучения и иметь четкое представление о том, как их использовать в случае необходимости. 

Содержание:

Всего 4 голосовых отделяют
вас от Skyeng!

Рассказываем, как записать аудиоинтервью и пройти отбор в команду.

Подробнее
vector 9 Skyteach

Что такое стиль педагогической деятельности?

Стиль преподавания — это индивидуальный подход к реализации педагогического процесса. Он выражается в выборе методов и средств обучения, в стиле взаимодействия учителя с учениками, темпераменте педагога и т. д. 

Стили преподавания не являются врожденными качествами. Они формируются во время педагогической практики. А также на их формирование влияют личностные характеристики учителя и специфика деятельности и других предлагаемых учебным заведением условий. К тому же стили тесно связаны с методиками преподавания.

Советуем почитать и эти статьи:

Авторитарный стиль 

Коротко: учитель говорит, ученики слушают. 

Многие из нас, будучи учениками, чаще сталкивались именно с этим стилем. Сказать, что он был эффективным или, наоборот, совсем бесполезным, будет неправильно. Поэтому стоит для начала разобраться, что это за стиль.

Авторитарный стиль ориентирован на преподавателя и предполагает длительные лекционные занятия или односторонние презентации. Студенты не являются активными слушателями. От них ожидается, что они будут делать записи и быстро усваивать информацию вопреки индивидуальным особенностям. Учителя с таким подходом не считают нужным аргументировать, почему, например, ученик не прав, а они правы. Они ждут безоговорочного послушания.

Авторитарного стиля обычно придерживаются люди с твердым характером, самоуверенные и неудовлетворенные в своей деятельности.

Этот стиль преподавания больше подходит при работе с большими группами, когда активное взаимодействие между преподавателем и студентами невозможно. Или же при записи онлайн-курсов, когда двустороннее взаимодействие, как правило, нереально. 

Чисто лекционный стиль наиболее подходит для таких предметов, как история, где требуется запоминание ключевых фактов, дат, имен и т. д. А для обучения, например, английскому, он будет не таким эффективным, особенно с детьми, поскольку взаимодействие с преподавателем практически отсутствует. 

Плюсы: 

  • возможность одновременного обучения больших групп студентов; 
  • быстрая подача и освоение большого количества материала;
  • дисциплина.

Минусы: 

  • низкий уровень запоминания информации;
  • отсутствие активного обучения;
  • потеря интереса к предмету;
  • недоверие к учителю; 
  • негативные чувства по отношению к учителю: злость, страх, ненависть.

Хотите преподавать онлайн,
но много вопросов?

Как попасть в Skyeng? Почему кандидату могут отказать? Кто поможет новичку?

Все о преподавании в Skyeng — в разделе Skyteach Help!

Узнать больше
group 1597879428 Skyteach

Демократический стиль

Коротко: учитель и ученики равны.

С демократическим стилем кто-то из нас мог познакомиться в вузах. Но в наше время он не был таким популярным, как авторитарный. Многие студенты именно благодаря такому подходу влюблялись в предмет и с удовольствием учили его и участвовали в дискуссиях. 

Этот педагогический стиль предполагает баланс между учителем и учениками. Это комплексный подход к обучению, при котором личность и интересы преподавателя сочетаются с потребностями учащихся и соответствующими учебной программе методами.

Учителя с таким подходом по-прежнему придерживаются определенной структуры урока, но при этом могут корректировать его ход и придумывать нужные упражнения, чтобы заинтересовать учеников. Учитель относится к учащимся как к личностям с индивидуальными особенностями, приводит конкретные аргументы и осуществляет ненавязчивый контроль над учениками.

К демократическому стилю склонны личности с адекватной самооценкой, чуткие и эмпатичные профессионалы. 

Плюсы:

  • высокая вовлеченность учащихся;
  • сформированное чувство ответственности; 
  • логическое понимание своих действий;
  • способность формировать собственное мнение;
  • уважительные и даже дружеские отношения с учителем.

Минусы: 

  • риск чрезмерной нагрузки для преподавателя из-за попыток быть слишком разным для всех учеников и как результат — снижение эффективности обучения;
  • риск полностью потерять контроль над ситуацией и уйти в либерально-попустительский стиль.

Здесь вы найдете личные истории преподавателей Skyeng и Skysmart! Они делятся с вами успехами, переживаниями, опытом  ❤️

Читать отзывы
lyudi ch.1 67 1 Skyteach

Либерально-попустительский стиль

Коротко: учитель не контролирует ситуацию. 

Возможно, вы помните уроки некоторых своих учителей, во время которых класс сходил с ума. А может, такое случалось и в университете. Разница лишь в том, что во втором случае студенты более уважительно относятся к преподавателям, так как они уже взрослые.

Вероятно, именно из-за таких ситуаций этот стиль описывается как безответственный: учитель здесь пускает дело на самотек и переоценивает возможности учащихся. Он может дать свободу ученикам, которая вначале может восприниматься ими как возможность проявить себя. Но в скором времени это ощущение проходит, так как для эффективного учебного процесса необходим пример, которым является учитель. 

Либерально-попустительскому стилю привержены неуверенные в себе, а иногда еще и недостаточно профессиональные люди, которые стремятся перекинуть ответственность на других.

Отношения строятся на мнимой свободе. Учитель с либерально-попустительским подходом воспринимает воспитанников как самостоятельных и инициативных. А контроль носит хаотичный порядок.

Плюсы: 

  • совместная работа по достижению общих целей между учениками;
  • ученики проявляют учебную и личностную инициативу.

Минусы:

  • переоценка возможности учеников;
  • неэффективные занятия;
  • снисходительное отношение к учителю;
  • утрата чувства авторитета преподавателя в классе; 
  • отсутствие дисциплины.

Вам могут быть полезные и эти материалы:

Какой из этих стилей преобладает в наши дни?

В жизни каждый из стилей в «чистом» виде встречается редко. На практике зачастую каждый отдельный педагог проявляет «смешанный» стиль взаимодействия с учащимся. В этом случае обычно преобладают два стиля: демократический и авторитарный или демократический и либеральный. Изредка сочетаются черты либерального и авторитарного стиля.


Также опрос среди преподавателей показал, что самый популярный стиль — демократический. Вот пара мнений, которые больше всех получили поддержку со стороны коллег:

«Я придерживаюсь личностного подхода. Работаю со взрослыми, отношусь к ним как к равным, с уважением и пониманием, но и с нотками строгости, чтобы не уплывали далеко от линии занятия».

«Скорее, демократический, так как придерживаюсь мнения выше. Отношусь как к равным; считаю, что они сами за себя ответственность несут, поэтому и не давлю чрезмерно. Могу и пошутить, и пожурить».

Было также такое интересное мнение, которое тоже поддержали другие учителя:

«Эзотерическо-психологический-потоковый. Это когда ты медитируешь, открываешь чакры, развиваешь эмпатию, открываешь канал связи и т. п., чтобы понять, что лучше для ученика. Одновременно учишь его исследовать и осознавать собственные потребности через диалог. И ты всегда готов к переменам и смене курса».

Из всего перечисленного можно вывести следующие важные профессиональные качества педагогического общения:

  • коммуникативные качества;
  • проявление интереса к людям и работе с ними;
  • способность к эмоциональной эмпатии;
  • умение управлять собой (психическим состоянием, жестами, мимикой);
  • умение подхватывать новые идеи и внедрять их в свою работу;
  • способность быстро адаптироваться к любым изменениям и обстоятельствам;
  • умение прогнозировать возможные педагогические ситуации. 

Это говорит о том, что особую роль в наши дни в педагогическом общении играет личность педагога.

Каждый из этих стилей преподавания имеют свои преимущества и недостатки как для учителя, так и для учеников. Поэтому важно в начале учебного года определить потребности учащихся в обучении, и на основании этого выбрать оптимальный стиль преподавания. Но даже после этого учителю стоит развивать и другие стили преподавания и интегрировать их в обучение. Развивая свои стили преподавания и сочетая их с эффективными навыками работы с классом, учителя узнают, что лучше всего подойдет для их личности и учебной программы.

Почему же полезны знания о стилях преподавания:

  1. Более эффективное достижение целей обучения. Знакомясь и изучая разные стили преподавания, учитель может увидеть себя со стороны, понять, какие стратегии больше всего используются, насколько они полезны, какие даются легче, а какие сложнее. Это помогает более осознанно подойти к выбору методов обучения.
  1. Новые возможности. Использование только одного стиля может привести к однотипности занятий и, соответственно, к снижению мотивации у учеников. Это также касается учителей, так как такое обучение становиться рутиной и часто может приводить к выгоранию и непониманию, куда идти. Расширяя же свой диапазон привычных стилей, учитель открывает новые горизонты, а также освобождает место для новых идей и, возможно, новой интересной методики. 

В поиске своего стиля помогают фильмов об учителях: 

Пройдите тест, чтобы узнать кто вы из кинопреподавателей: Which movie teacher are you? (test). А также можете почитать литературу по психологии для учителей: Психология для преподавателей: книги, которые стоит прочитать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×