Профсоюзы — добровольные объединения работников в целях защиты профессиональных и личных интересов. Это не правозащитный орган, а коллектив, который продвигает достойные условия труда. Как работает профсоюз сегодня и могут ли сотрудники образования рассчитывать на помощь в улучшении трудовых условий? Разбираемся в материале.

Содержание:

  1. Мир сквозь призму: когда появились первые профсоюзы?
  2. Профсоюз в российских реалиях
  3. На страже интересов коллектива: чего ожидать от профсоюза педагогов?
  4. Как вступить в профсоюз
  5. Создаем профсоюз с нуля
  6. Профсоюз в лицах

Приглашаем преподавать английский, математику, физику, компьютерные курсы!

С опытом подготовки к ЕГЭ
доход до 100 000 ₽ в месяц

Начать преподавать
banner vse 6 Skyteach

1. Мир сквозь призму: когда появились первые профсоюзы?

История появления профсоюзов берет начало в конце XVIII века — со времен промышленной революции. Стремительный рост городов и промышленных заводов привел к массовому созданию новых рабочих мест.

Но рабочие столкнулись с рядом проблем: невыносимыми условиями труда, низкими зарплатами, отсутствием правовой защиты. Тогда появились первые зачатки профсоюзных организаций: люди стали объединяться в группы для решения этих вопросов.

Первые современные профсоюзы возникают в XIX столетии в Великобритании и США. Организации борются за признание прав рабочих и улучшение условий труда.

В начале XX века профсоюзы начинают играть значимую роль в организации забастовок и протестов. Среди ключевых событий — Хеймаркетская бойня (1886 год) и Пулмановская стачка (1894 год) в Соединенных Штатах.

Профсоюзы сегодня существуют во многих странах и занимают важное место в сфере профессиональной деятельности. Они выполняют функцию регуляторов комфортности трудовых условий для работников. Организации продолжают отстаивать права трудящихся и защищают от неправомерных действий руководства, продвигают стандарты справедливой заработной платы, безопасности и комфортных условий труда.

Хотите преподавать онлайн,
но много вопросов?

Что нравится преподавателям в Skyeng и Skysmart? Почему кандидату могут отказать? Кто поможет новичку? Где и как проходят онлайн-уроки?

Все о преподавании в Skyeng вы узнаете в разделе Skyteach Help!

Узнать
group 1597879428 Skyteach

2. Профсоюз в российских реалиях

В России профсоюзов не было вплоть до революции 1905 года. До этого их функцию выполняли кассы взаимопомощи. В советский период профсоюзы учредили во всех отраслях труда. После распада СССР они объединились в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР).

Сегодня в российской образовательной сфере несколько профсоюзных организаций:

На этих сайтах можно найти полезную информацию об их деятельности, миссии и актуальные новости.

Советуем заглянуть и в эти статьи:

3. На страже интересов коллектива: чего ожидать от профсоюза педагогов?

Профсоюзные организации имеют ряд преимуществ для образовательного учреждения:

  1. Одна из их ключевых функций — заключение договоров и принятие актов. Такая деятельность направлена на решение вопросов административного и юридического характера: заработной платы работников, льгот, условий труда.
  2. Профсоюзы защищают права и интересы учителей, обеспечивают гарантию занятости и осуществление педагогической деятельности, защищают от дискриминационных действий со стороны администрации школы.
  3. Профсоюзы предлагают их членам возможность участвовать в проектах по личному и профессиональному развитию. Это позволяет педагогам школы оставаться в курсе новейших образовательных практик и технологий.
  4. Профсоюзы учителей следят за улучшением качества процесса образования и защищают интересы учащихся. Сюда относятся инициативы по созданию классов с наименьшей численностью, адекватное распределение финансов и обновление учебных программ.
  5. Профсоюзные организации предоставляют юридическую опору работникам школы. На помощь можно рассчитывать, если учителя сталкиваются со сложными вопросами или проблемами, например с трудоустройством.

Функции профсоюзов учителей могут различаться в зависимости от региона, города, поселка и самого образовательного учреждения. Однако главная миссия профсоюзов неизменна и социально ориентирована: они призваны поддерживать работников образования в их стремлении к созданию справедливых трудовых условий.

Вам могут быть интересны и эти материалы:

4. Как вступить в профсоюз

Нужно написать заявление в профсоюзный комитет о приеме в профсоюз и в бухгалтерию о взимании членских профсоюзных взносов — из зарплаты работника будет удерживаться 1%.

Документы передают в профсоюзный комитет. После этого профсоюз проводит собрание о приеме нового члена и выдает профсоюзный билет.

Коллективный договор — добровольное соглашение и основной мотивационный фактор членства в профсоюзе.

Выйти из профсоюза можно так же — написав заявление.

Для получения помощи необходимо заключить соглашение: написать заявление и обратиться к председателю профсоюза. В заявлении обосновывается запрос, прикладываются соответствующие документы.

Эксперты Skyeng подготовили
для учителей методические подарки

Можете забрать все!

Получить подарки
gift 3 Skyteach

5. Создаем профсоюз с нуля

Чтобы создать профсоюз в школе, нужно сделать ряд шагов. Обратимся к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который регулирует работу профсоюзов, и рассмотрим требования.

Они достаточно просты:

  • Профсоюз может создать каждый, кто достиг 14 лет и осуществляет трудовую деятельность.
  • Не требуется предварительного разрешения каких-либо органов государственной власти или местного самоуправления и работодателей на создание профсоюза и осуществление профсоюзной деятельности.

Теперь расскажем об этапах создания профсоюзов в школах.

  1. Найдите единомышленников (не менее трех человек).
  2. Свяжитесь с председателем ближайшего к вам отраслевого профсоюза в вашей области, заявите о намерении создать профсоюз. Запросите документацию.
  3. Расскажите о предстоящей профсоюзной работе коллективу — педагогам школы, пригласите их стать частью команды. Объясните, для чего нужен профсоюз и какова его миссия.
  4. Инициативная группа готовит учредительное собрание (высший орган профсоюза). Согласуйте проведение собрания, место с директором школы и пригласите представителя вышестоящих профсоюзных органов.
  5. Организуйте учредительное профсоюзное собрание. Это ключевое событие, так как на нем избирается председатель профсоюза, комитет, ревизионная комиссия, секретарь.
  6. После собрания составьте протокол, указав место и время его проведения, данные о присутствующих. Соберите подписи секретаря и избранного председателя. Направьте этот документ в территориальную организацию отраслевого профсоюза и обращение с просьбой о постановке вашего профсоюза на учет. Именно эта организация принимает решение и информирует вашего работодателя о создании профсоюзной организации.
at3kpq83mtk round Skyteach
Юрий Новиков, юрист, начальник отдела кадров Института философии и права УрО РАН (Екатеринбург, Свердловская область):
 
Прежде чем создать профсоюз, я бы рекомендовал провести опрос или создать фокус-группу среди желающих вступить в организацию, чтобы определиться со стратегией функционирования и развития будущей профсоюзной организации, отвечающей интересам работников школы.

6. Профсоюз в лицах

Чтобы узнать, как работает профсоюз изнутри, может ли он реально улучшить условия труда, мы обратились за комментариями к педагогам и юристам.

gpvx34wxhuk round Skyteach
Ирина Аржанова, учитель русского языка и литературы МБОУ «Отрадненская гимназия», член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения РФ (ВЭПС), член Всероссийского сообщества наставников-просветителей (Новоусманский район, Воронежская область):
 
Я работаю в новой гимназии. Она открыта лишь третий год. Профсоюз в ней появился, конечно же, в первый год работы, но набрал масштабы только в прошлом учебном году. С уверенностью могу сказать, что для решения каких-то трудовых вопросов в профсоюз коллеги не обращались, но наш председатель с готовностью бы взялась помочь. Пока у нас профсоюз занимается подарками к праздникам и организацией различных профсоюзных мероприятий. В последнем вопросе помогает и директор школы.

Если говорить об изменениях в работе профсоюза, то отмечу, наверное, всероссийскую тенденцию. Профсоюз должен быть действующей организацией, готовой в нужный момент помочь педагогу: разъяснить права, указать на обязанности, заступиться, если это необходимо. Не формальностью, не структурой, которая беспрекословно подчиняется администрации школы.  

Подарки на праздники и фестивали — это, конечно, хорошо и даже необходимо, но профсоюз создавался не для этого. Добавлю, что председателя профсоюза должен не назначать директор, а выбирать коллектив. Это правило иногда игнорируется для удобства управления. В нашей гимназии было открытое голосование. К слову, председатель был выбран единогласно из числа тех, кто действительно душой болеет за образование и за судьбы педагогов.
kristina round Skyteach
Кристина Кленина, учитель английского языка в общеобразовательной школе (г. Балашов, Саратовская область):
 

Плюсов не вижу в том, что я состою в профсоюзе. Возможно, это потому, что я не сталкивалась с какими-либо серьезными проблемами, например юридическими. Нам прибавляют по одному баллу в портфолио за членство в профсоюзе (потом за эти баллы начисляется зарплата). К слову, каждый месяц из моей зарплаты вычитают чуть больше 300 рублей.

Организация санаторно-курортного лечения остается на невысоком уровне. Путевки оплачиваются не полностью, а частично. Направления отдыха мне интересны. Перед Новым годом учителям выписывают премии, а их детям раздают подарки. На этом все. Вот так работает профсоюз.

По моему мнению, профсоюз — фиктивная организация, по крайней мере в том месте, где живу я. Профсоюз должен защищать преподавателей от администрации школы и неадекватных родителей, а также предоставлять психологическую поддержку. На учителей взваливают кучу обязанностей, которые они не должны выполнять: например, дежурство в школе в праздничные дни.
kk Skyteach
Иван Сергеев (имя и фамилия изменены по требованию респондента. — Прим. ред.), учитель общеобразовательной школы (г. Екатеринбург, Свердловская область): 

В далеком 2013 году я пришел работать в гимназию города Екатеринбурга.
Коллеги-стажисты сказали, что надо бы вступить в профсоюз — это будет бонусом для аттестации. Но они предупредили, что небольшой процент с зарплаты будет отчисляться в профсоюз. Сказано — сделано. Я вступил. Честно, я даже не смотрел на сумму вычета.

Шло время, я перешел в другую образовательную организацию, где также вступил в профсоюз. Руководитель профсоюзной организации нашей школы периодически нам говорила, что мы можем получить скидку на путевку в санаторий, и, разумеется, привозила подарки членам профсоюза на праздники.
Помимо этого, член профсоюза может быть поощрен руководителем.
Досконально изучив квиток, подсчитав все вычеты и поощрения, я понял, что больше теряю, чем приобретаю. Поэтому и вышел из профсоюза.

Подведу итог. Среди плюсов — подарки на праздники, возможность получить небольшой бонус. Главный минус — ежегодные отчисления в профсоюз, которые несоразмерны с бонусами.

По моему мнению, профсоюз может быть интересен тем, кто любит спокойный санаторный отдых, а также имеет время и возможности систематически посещать театры, выставки, музеи по льготной цене. Что касается меня, у меня две ставки учителя и классное руководство, соответственно, свободного времени едва хватает на собственных детей. Поэтому я решил выйти из профсоюза.
at3kpq83mtk round Skyteach
Юрий Новиков, юрист, начальник отдела кадров Института философии и права УрО РАН (г. Екатеринбург, Свердловская область):
 
Профсоюзное движение считается рудиментом, своеобразным осколком некогда крупного и сильного советского института. Это касается Общероссийского профсоюза работников образования в РФ. С представителями межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» мне не довелось встречаться. Насколько мне известно, между этими двумя организациями отсутствует какое-либо конструктивное сотрудничество. А тот факт, что еще в начале 2022 года на уровне Федерального собрания обсуждался вопрос о необходимости создания уполномоченного института по правам учителей, говорит о назревшей проблеме реформирования этой системы.

Опрошенные мной коллеги — учителя нескольких школ Курганской области — подчеркнули несколько ключевых проблем в системе профсоюзного движения: отсутствие реальной помощи в защите трудовых и профессиональных прав, тяжелый бюрократический механизм по распределению денежных средств членских взносов, отсутствие ощущения единства.

Пример одной из школ Курганской области: из 34 работников школы лишь 6 — члены профсоюза. Большинство педагогов вышли из профсоюза после череды «заволокиченных» обращений, связанных с улучшением условий труда.
Основная проблема заключается в том, что учителя советской школы еще помнят былое величие профсоюзов позднесоветского периода (можно было «выбить» путевки в санатории, билеты в музеи и кино, получить материальную помощь), а молодые педагоги не видят перспектив участия в профсоюзе. Выходит, что профсоюзное движение не отвечает запросам ни тех ни других. Сделать профсоюзы привлекательными, а проводимые мероприятия «не для галочки» — задача амбициозная.
Добавить в закладки
Поделиться

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×