Профсоюз учителей: рудимент советского прошлого или реальный инструмент помощи педагогам?

Профсоюзы — добровольные объединения работников в целях защиты профессиональных и личных интересов. Это не правозащитный орган, а коллектив, который продвигает достойные условия труда. Как работает профсоюз сегодня и могут ли сотрудники образования рассчитывать на помощь в улучшении трудовых условий? Разбираемся в материале.
Содержание:
- Мир сквозь призму: когда появились первые профсоюзы?
- Профсоюз в российских реалиях
- На страже интересов коллектива: чего ожидать от профсоюза педагогов?
- Как вступить в профсоюз
- Создаем профсоюз с нуля
- Профсоюз в лицах
1. Мир сквозь призму: когда появились первые профсоюзы?
История появления профсоюзов берет начало в конце XVIII века — со времен промышленной революции. Стремительный рост городов и промышленных заводов привел к массовому созданию новых рабочих мест.
Первые современные профсоюзы возникают в XIX столетии в Великобритании и США. Организации борются за признание прав рабочих и улучшение условий труда.
В начале XX века профсоюзы начинают играть значимую роль в организации забастовок и протестов. Среди ключевых событий — Хеймаркетская бойня (1886 год) и Пулмановская стачка (1894 год) в Соединенных Штатах.
Профсоюзы сегодня существуют во многих странах и занимают важное место в сфере профессиональной деятельности. Они выполняют функцию регуляторов комфортности трудовых условий для работников. Организации продолжают отстаивать права трудящихся и защищают от неправомерных действий руководства, продвигают стандарты справедливой заработной платы, безопасности и комфортных условий труда.
2. Профсоюз в российских реалиях
В России профсоюзов не было вплоть до революции 1905 года. До этого их функцию выполняли кассы взаимопомощи. В советский период профсоюзы учредили во всех отраслях труда. После распада СССР они объединились в Федерацию независимых профсоюзов России (ФНПР).
Сегодня в российской образовательной сфере несколько профсоюзных организаций:
На этих сайтах можно найти полезную информацию об их деятельности, миссии и актуальные новости.
Советуем заглянуть и в эти статьи:
3. На страже интересов коллектива: чего ожидать от профсоюза педагогов?
Профсоюзные организации имеют ряд преимуществ для образовательного учреждения:
- Одна из их ключевых функций — заключение договоров и принятие актов. Такая деятельность направлена на решение вопросов административного и юридического характера: заработной платы работников, льгот, условий труда.
- Профсоюзы защищают права и интересы учителей, обеспечивают гарантию занятости и осуществление педагогической деятельности, защищают от дискриминационных действий со стороны администрации школы.
- Профсоюзы предлагают их членам возможность участвовать в проектах по личному и профессиональному развитию. Это позволяет педагогам школы оставаться в курсе новейших образовательных практик и технологий.
- Профсоюзы учителей следят за улучшением качества процесса образования и защищают интересы учащихся. Сюда относятся инициативы по созданию классов с наименьшей численностью, адекватное распределение финансов и обновление учебных программ.
- Профсоюзные организации предоставляют юридическую опору работникам школы. На помощь можно рассчитывать, если учителя сталкиваются со сложными вопросами или проблемами, например с трудоустройством.
Функции профсоюзов учителей могут различаться в зависимости от региона, города, поселка и самого образовательного учреждения. Однако главная миссия профсоюзов неизменна и социально ориентирована: они призваны поддерживать работников образования в их стремлении к созданию справедливых трудовых условий.
Вам могут быть интересны и эти материалы:
4. Как вступить в профсоюз
Нужно написать заявление в профсоюзный комитет о приеме в профсоюз и в бухгалтерию о взимании членских профсоюзных взносов — из зарплаты работника будет удерживаться 1%.
Документы передают в профсоюзный комитет. После этого профсоюз проводит собрание о приеме нового члена и выдает профсоюзный билет.
Выйти из профсоюза можно так же — написав заявление.
Для получения помощи необходимо заключить соглашение: написать заявление и обратиться к председателю профсоюза. В заявлении обосновывается запрос, прикладываются соответствующие документы.
5. Создаем профсоюз с нуля
Чтобы создать профсоюз в школе, нужно сделать ряд шагов. Обратимся к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности», который регулирует работу профсоюзов, и рассмотрим требования.
Они достаточно просты:
- Профсоюз может создать каждый, кто достиг 14 лет и осуществляет трудовую деятельность.
- Не требуется предварительного разрешения каких-либо органов государственной власти или местного самоуправления и работодателей на создание профсоюза и осуществление профсоюзной деятельности.
Теперь расскажем об этапах создания профсоюзов в школах.
- Найдите единомышленников (не менее трех человек).
- Свяжитесь с председателем ближайшего к вам отраслевого профсоюза в вашей области, заявите о намерении создать профсоюз. Запросите документацию.
- Расскажите о предстоящей профсоюзной работе коллективу — педагогам школы, пригласите их стать частью команды. Объясните, для чего нужен профсоюз и какова его миссия.
- Инициативная группа готовит учредительное собрание (высший орган профсоюза). Согласуйте проведение собрания, место с директором школы и пригласите представителя вышестоящих профсоюзных органов.
- Организуйте учредительное профсоюзное собрание. Это ключевое событие, так как на нем избирается председатель профсоюза, комитет, ревизионная комиссия, секретарь.
- После собрания составьте протокол, указав место и время его проведения, данные о присутствующих. Соберите подписи секретаря и избранного председателя. Направьте этот документ в территориальную организацию отраслевого профсоюза и обращение с просьбой о постановке вашего профсоюза на учет. Именно эта организация принимает решение и информирует вашего работодателя о создании профсоюзной организации.
Прежде чем создать профсоюз, я бы рекомендовал провести опрос или создать фокус-группу среди желающих вступить в организацию, чтобы определиться со стратегией функционирования и развития будущей профсоюзной организации, отвечающей интересам работников школы.
6. Профсоюз в лицах
Чтобы узнать, как работает профсоюз изнутри, может ли он реально улучшить условия труда, мы обратились за комментариями к педагогам и юристам.
Я работаю в новой гимназии. Она открыта лишь третий год. Профсоюз в ней появился, конечно же, в первый год работы, но набрал масштабы только в прошлом учебном году. С уверенностью могу сказать, что для решения каких-то трудовых вопросов в профсоюз коллеги не обращались, но наш председатель с готовностью бы взялась помочь. Пока у нас профсоюз занимается подарками к праздникам и организацией различных профсоюзных мероприятий. В последнем вопросе помогает и директор школы.
Если говорить об изменениях в работе профсоюза, то отмечу, наверное, всероссийскую тенденцию. Профсоюз должен быть действующей организацией, готовой в нужный момент помочь педагогу: разъяснить права, указать на обязанности, заступиться, если это необходимо. Не формальностью, не структурой, которая беспрекословно подчиняется администрации школы.
Подарки на праздники и фестивали — это, конечно, хорошо и даже необходимо, но профсоюз создавался не для этого. Добавлю, что председателя профсоюза должен не назначать директор, а выбирать коллектив. Это правило иногда игнорируется для удобства управления. В нашей гимназии было открытое голосование. К слову, председатель был выбран единогласно из числа тех, кто действительно душой болеет за образование и за судьбы педагогов.
Плюсов не вижу в том, что я состою в профсоюзе. Возможно, это потому, что я не сталкивалась с какими-либо серьезными проблемами, например юридическими. Нам прибавляют по одному баллу в портфолио за членство в профсоюзе (потом за эти баллы начисляется зарплата). К слову, каждый месяц из моей зарплаты вычитают чуть больше 300 рублей.
Организация санаторно-курортного лечения остается на невысоком уровне. Путевки оплачиваются не полностью, а частично. Направления отдыха мне интересны. Перед Новым годом учителям выписывают премии, а их детям раздают подарки. На этом все. Вот так работает профсоюз.
По моему мнению, профсоюз — фиктивная организация, по крайней мере в том месте, где живу я. Профсоюз должен защищать преподавателей от администрации школы и неадекватных родителей, а также предоставлять психологическую поддержку. На учителей взваливают кучу обязанностей, которые они не должны выполнять: например, дежурство в школе в праздничные дни.
В далеком 2013 году я пришел работать в гимназию города Екатеринбурга.
Коллеги-стажисты сказали, что надо бы вступить в профсоюз — это будет бонусом для аттестации. Но они предупредили, что небольшой процент с зарплаты будет отчисляться в профсоюз. Сказано — сделано. Я вступил. Честно, я даже не смотрел на сумму вычета.
Шло время, я перешел в другую образовательную организацию, где также вступил в профсоюз. Руководитель профсоюзной организации нашей школы периодически нам говорила, что мы можем получить скидку на путевку в санаторий, и, разумеется, привозила подарки членам профсоюза на праздники.
Помимо этого, член профсоюза может быть поощрен руководителем.
Досконально изучив квиток, подсчитав все вычеты и поощрения, я понял, что больше теряю, чем приобретаю. Поэтому и вышел из профсоюза.
Подведу итог. Среди плюсов — подарки на праздники, возможность получить небольшой бонус. Главный минус — ежегодные отчисления в профсоюз, которые несоразмерны с бонусами.
По моему мнению, профсоюз может быть интересен тем, кто любит спокойный санаторный отдых, а также имеет время и возможности систематически посещать театры, выставки, музеи по льготной цене. Что касается меня, у меня две ставки учителя и классное руководство, соответственно, свободного времени едва хватает на собственных детей. Поэтому я решил выйти из профсоюза.
Профсоюзное движение считается рудиментом, своеобразным осколком некогда крупного и сильного советского института. Это касается Общероссийского профсоюза работников образования в РФ. С представителями межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» мне не довелось встречаться. Насколько мне известно, между этими двумя организациями отсутствует какое-либо конструктивное сотрудничество. А тот факт, что еще в начале 2022 года на уровне Федерального собрания обсуждался вопрос о необходимости создания уполномоченного института по правам учителей, говорит о назревшей проблеме реформирования этой системы.
Опрошенные мной коллеги — учителя нескольких школ Курганской области — подчеркнули несколько ключевых проблем в системе профсоюзного движения: отсутствие реальной помощи в защите трудовых и профессиональных прав, тяжелый бюрократический механизм по распределению денежных средств членских взносов, отсутствие ощущения единства.
Пример одной из школ Курганской области: из 34 работников школы лишь 6 — члены профсоюза. Большинство педагогов вышли из профсоюза после череды «заволокиченных» обращений, связанных с улучшением условий труда.
Основная проблема заключается в том, что учителя советской школы еще помнят былое величие профсоюзов позднесоветского периода (можно было «выбить» путевки в санатории, билеты в музеи и кино, получить материальную помощь), а молодые педагоги не видят перспектив участия в профсоюзе. Выходит, что профсоюзное движение не отвечает запросам ни тех ни других. Сделать профсоюзы привлекательными, а проводимые мероприятия «не для галочки» — задача амбициозная.