Последние годы возрос интерес к английскому языку для конкретных целей: English for Specific Purposes — ESP. В большинстве случаев это индивидуальные уроки с репетитором для взрослых, которые хотят освоить профессиональную лексику, пройти собеседование в международную компанию или повысить профессиональную квалификацию на иностранных курсах или в ВУЗах. В этой статье рассмотрим, как интересно преподавать английский для химиков индивидуально или вести интегрированные уроки английского и химии в учебных заведениях.
Оглавление:
- Откуда брать материалы и как готовиться?
- Обучающие ролики
- Royal Society of Chemistry
- Видео лекции и презентации как материалы для аудирования
- Английский для химиков: игры
- Упражнение 1. Химические элементы и «детская» игра
- Упражнение 2. Головоломка
- Упражнение 3. Химические реакции: найди, составь, прочти
- Упражнение 4. Химические соединения
Существует множество специально разработанных материалов для ESP, но чаще они затрагивают такие сферы как маркетинг, бизнес, IT-технологии. И не так много материалов для научных областей, как, например, химия. А если есть методические и теоретические пособия, то в них, чаще всего, не хватает практических заданий.
Откуда брать материалы и как готовиться?
Если вы не имеете профильного образования, преподавать английский язык для химических специальностей будет для вас интересным испытанием. Вот несколько правил, которые помогут:
- предупредите своего студента, что вы не химик по образованию (но это никоим образом не помешает помочь студенту повысить уровень языка).
- определите с ним четкие цели уроков.
- совместно составьте список тем на русском языке, которые ему нужны или интересны в профессиональном плане.
- найдите эти темы в интернете на английском языке и изучите их.
- пользуйтесь только официальными педагогическими сайтами и учебниками.
- попросите предоставить материалы, которыми он пользуется и считает авторитетными.
- составьте персональный вокабуляр химических терминов для своего студента (хотя можно воспользоваться готовыми словарями, но они не будут отвечать всем темам и интересам вашего студента).
- готовьтесь к урокам заранее, просматривайте материал если необходимо и на русском языке, старайтесь понять суть.
- прорабатывайте профессиональную лексику со студентом постепенно.
- не забывайте отслеживать грамматику ученика, давайте письменные упражнения на отработку времен и других грамматических конструкций.
- чередуйте уроки ESL со стандартными уроками английского языка.
Конечно, от преподавателя английского языка не ожидается идеального понимания и знания химии, как науки, но, чтобы получить базовое представление о предмете и освежить школьные знания в голове, необходимо приложить усилия. Кроме того, на основании общедоступных материалов по химии можно составить собственные задания.
Английский для химиков: обучающие ролики
Смотрите обучающие короткие ролики на YouTube сразу на английском языке. Их можно рекомендовать и своим студентам уровня B1 и выше. На их основе можно строить интерактивные уроки даже для уровня A2, постепенно знакомя студента с лексикой.
- Basic Chemistry Concept
- Atomic Bonds
- High School and College Chemistry Tutorials
- Organic Chemistry for College
Royal Society of Chemistry
Для преподавания школьникам прекрасно подойдут материалы, собранные на официальном сайте Royal Society of Chemistry.
- Primary: словарный запас с определениями терминов; топики для совместного чтения и обсуждения; On this day in Chemistry — интересная рубрика фактов по химии для обсуждения и многое другое.
- На сайте Secondary вы найдете видео с химическими опытами Practical Videos, каждый из которых имеет подробное описание и вопросы, например, коллекция уроков по «Алхимии».
- Higher Education: виньетки по химии (Chemistry vignettes). На сайте можно также найти специальные тесты и карточки для разных уровней, например Alkenes / Foundation Level. Зарегистрируйтесь, чтобы пользоваться всеми материалами бесплатно в неограниченном количестве.
- Для студентов уверенного уровня B1 и выше, мы рекомендуем прекрасный курс от UCI (University of California): Chem1.General Chemistry
- Студентам уровня B2 и выше для обсуждения и прохождения подойдут курсы Гарвардского Университета (Harvard University)
Видео лекции и презентации как материалы для аудирования
- Составьте quiz или тест с заданием «вопрос-ответ» по видео-лекции об опытах.
- Уберите из текста все фразовые глаголы, составьте список для студента. Его задача — вписать подходящие глаголы в пропущенные места.
- Объясните Present Simple на основе карточки с описанием химических свойств элемента.
- Объясните Conditional 0 на основе лекции о химических опытах. Подготовьте письменное задание на закрепление материала.
- Повторите согласование времен в текста по химии, например с помощью данного упражнения.
Сегодня в сети есть множество различных книг по химии, словарей, курсов и лекций. Необходимо определить возраст, профессиональную подготовку и уровень владения английским языком вашего ученика, чтобы выбрать для него подходящий материал. На сайте quizlet.com вы сами с легкостью составите карточки с новой лексикой для своих студентов, в том числе химические термины на английском.
Для внеклассного чтения можно посоветовать книги Organic Chemistry as a Second Language Дэвида Кляйна или The Elements: A Visual Exploration of Every Known Atom in the Universe Теодора Грея. Они не являются учебниками по химии, но могут стать прекрасным источником богатой узкоспециализированной лексики для вашего студента и стимулом к продолжению изучения английского языка.
Английский для химиков: игры
Упражнение 1. Химические элементы и «детская» игра
Именно с этой части обогащения лексики следует начинать интегрированные уроки английского и химии. На сегодняшний день известны наименования более сотни химических элементов, многие из которых похожи и на русском языке. В результате, ученики учат произношение элементов на английском и прорабатывают орфографию, благодаря написанию карточек или диктантам. Скачайте начальный словарь терминов Chemistry Vocabulary в формате пдф.
Как работать с новыми словами, чтобы не «умереть со скуки»?
Для группового занятия прекрасно подойдет старая добрая игра «Бинго». Нужно выбрать 25-30 подходящих элементов, составить их список сокращений. Ученики рисуют простую таблицу с 5 ячейками и заполняют их рандомно сокращениями названий элементов. Затем крутится барабан или путем жеребьевки вытаскивается карточка с сокращением. Ученики находят в своей таблице нужные названия и дописывают их версию.
Выигрывают те студенты, которые собрали максимальное количество слов и написали полные названия правильно. Эта игра помогает развить навык аудирования — легче воспринимать названия химических элементов на слух, а также помогает поправить орфографию студентов. Кроме того, учит их ассоциировать английское названия с химическими символом — жизненно важный навык для химиков. Прекрасно подойдет для студентов, уровней A1-B1.
Упражнение 2. Головоломка
Это упражнение требует основательной подготовки со стороны учителя и рассчитано на уровни B2-C1.
Нужно взять два элемента, не такой простой, как углерод (carbon), но и не такой сложный, как торий (thorium), и подготовить подробное описание этих элементов. Для исследования можно пользоваться англоязычными учебниками по химии или интернетом. Информация должна включать в себя такие сведения, как атомный номер, атомная масса, химические и физические свойства элементов.
Студенты работают в группах по 4 человека, где каждый получает от преподавателя свой фрагмент информации. После прочтения информации про себя, студент выбирает 3 наиболее значимые на его взгляд факта и составляет головоломку для своего оппонента. Задача других студентов — понять, какой элемент описан.
Можно установить тайминг для студентов, и если головоломка получается слишком сложной, студент может добавить к описанию еще один-два фрагмента. Подобные упражнения можно повторять, если преподаватель будет выбирать другие наборы химических элементов.
На индивидуальном занятии подобный квиз может быть задан, как самостоятельная работа: ученик и преподаватель являются оппонентами друг друга. Каждый готовит описания на 2 неизвестных элемента. Во время урока, они представляют друг другу части подготовленной информации и выдвигают свои варианты ответов. Это упражнение помогает улучшить не только словарный запас, но и навыки говорения студентов, которые сразу применяют в речи новую лексику.
Упражнение 3. Химические реакции: найди, составь, прочти
Студентам выдаются карточки с элементами, легко вступающими в реакции, как углерод, водород, кислород, сера, кальций. Одному студенту — одна карточка. После получения студент должен найти максимальное количество элементов, которые вступят с «ним» в реакцию и записать ее. Побеждает тот студент, у которого будет не только больше реакций, но и который запишет их верно и сумеет их правильно прочесть вслух. Упражнение подойдет для студентов уровней B1-B2.
Упражнение 4. Химические соединения
Это упражнение — гибрид самостоятельной работы и работы в паре с учителем. Преподаватель готовит доклад или презентацию о выбранной группе химических элементов, например, липидах или спиртах. Во время презентации студент должен делать заметки, кратко конспектировать, выделять главные мысли. После окончания презентации, преподаватель задает 5 контрольных вопросов. Итоговый балл ставится по результатам его ответов. Такие презентации и вопросы вы можете составить самостоятельно или взять из учебников по подготовке к экзамену TOEFL.
Во время самостоятельной работы, студенту выдается текст, с исследованием на другую группу химических элементов. Задача студента — выделить главные мысли текста, составить короткий 5-минутный доклад, написать определения к выделенным словам. Для более продвинутых студентов можно использовать упражнение по нахождению грамматических, стилистических и смысловых ошибок в тексте. Прекрасно подходит для индивидуальной работы со студентами уровней B1-C1.
Итак, выше я перечислила основные правила, которыми я руководствовалась при подготовке к занятиям, а также упражнения, которые больше всего нравились моим студентам. Если вы преподаете английский для химиков, поделитесь в комментариях, какими материалами пользуетесь, с какими сложностями сталкиваетесь.