03.09.2018
9680
0

Чем преподавание для детей отличается от преподавания для взрослых

Елена Тимофеева

Журналист, писатель, трёхкратный призер республиканских олимпиад по английскому языку

Ну, это же как London is the capital of Great Britain (читайте: очевидно – и знают даже те, кто больше ничего не знает). И дети, и взрослые, – конечно, люди, но люди очень разные, потому что разновозрастные. Начинающие преподаватели или те из нас, кто долгое время работал с одной возрастной группой, могут не задумываться различиях в преподавании английского языка взрослым и детям. Остановимся на них подробнее.

Детьми движет интерес, взрослыми – мотивация

Даже если английский язык сам по себе взрослому студенту не интересен, но по каким-либо причинам очень нужен, этого достаточно, чтобы студент сворачивал горы. Мы вовсе не утверждаем, что уроки для взрослых могут быть скучными, ведь все мы немного дети, и любой взрослый студент с удовольствием поиграет или посоревнуется с преподавателем.

Для детей же все вокруг – o brave new world. Им еще рано задумываться о карьере, даже оценки не для всех значимы. Но если ребенку интересно, любопытно, если каждое занятие – гремучая смесь интриги, квеста и американских горок, то эти самые горки ребенок с удовольствием свернет.

Юлия Болдакова, методист направления Skyeng Junior 

«Получая в ученики ребенка, ты получаешь лист бумаги, абсолютно чистый с одной стороны – ее ты можешь заполнить своим опытом, знаниями и идеями. Но с другой стороны этого листочка уже столько информации, что ты и представить не могла! Поколение Z (наши ученики) помогают оставаться в тренде, т.е. узнавать новое, интересное, актуальное. При этом я вовсе не хочу сказать, что взрослым студентам нечему нас научить. У них больше жизненного и трудового опыта, чем у детей, однако они четко знают свои цели и средства, которые они на них тратят, поэтому здесь знаниями делишься только ты, это игра в одни ворота».

С детьми важно учитывать физиологию

Ребенок, который устал сидеть или хочет в туалет, думать не способен. Поэтому преподаватель английского (и любого другого предмета) должен закладывать в план занятия разминки, пробежки до туалета, смену краткосрочных активностей, упражнения, которые подразумевают движение. Кроме того, ребенку для нормального усвоения учебного материала важен физический комфорт: чтобы не дуло, вокруг не шумели, стул был удобным, а стол подходил по высоте. Согласны, преподаватель, который занимается с ребенком через Skype, не может прямо влиять на то, в каких условиях учится ребенок, но подсказать родителям – в его силах.

Взрослым тоже нужно иногда отдыхать, а в проветренном помещении думается лучше. Но учебные промежутки могут быть длиннее, и танцевать на уроке не обязательно. А о походе в туалет взрослый студент, скорее всего, подумает заранее, еще до начала занятия.

Дети обожают играть

В игре их можно научить чему угодно: и правильному произношению, и грамматике. Играя, взаимодействуя с игрушками, картинками, напевая песенки, заучивая стишки, участвуя в ролевых играх, ребенок запомнит в разы больше слов, чем в процессе повторения, рассматривания картинок, учебника или записывая новые слова в блокнот-словарик. Кроме того, в игре ребенок практически не устает (как минимум, не осознает усталость). Наконец, компаньон по игре автоматически становится объектом симпатии и заслуживает уважение.

Насколько часто использовать игру в занятиях со взрослыми, преподаватель решает в зависимости от целей студентов. Например, в процессе подготовке к экзаменам TOEFL, IELTS и т.п. просто не до игр. И это не страшно: некоторых взрослых игры даже смущают и отвлекают.

Юлия Болдакова, методист направления Skyeng Junior:

«Держать учеников в тонусе очень помогает наша платформа. Когда я начинала работать в проекте Школьники, у нас было только два курса для детей, а сейчас раздел Kids самый большой и разнообразный. Я постоянно изучаю обновления платформы и понимаю, что одной программой мы не ограничены. Мы с учениками часто пользуемся курсами с новостями, грамматикой, аудиокнигами, экзаменационными курсами, что в разы облегчает мне задачу с удивлением своих учеников. Помимо всего этого, онлайн формат обучения помогает мгновенно получать доступ к информации, которая нам нужна во время урока. В целом же, мне не приходится готовиться к урокам по два часа, печатать и вырезать к урокам картинки, скачивать нужные материалы или нести двухкилограммовый ноутбук на другой конец города, чтобы порадовать учеников смешными картинками и видео».

Дети недолюбливают дисциплину

У взрослых студентов отличные навыки самоорганизации и хорошие – самодисциплины. Им не нужно напоминать о том, что пора сесть за домашнее задание.

Детям тяжелее соблюдать порядок, придерживаться правил. Сложности могут возникнуть как во время подготовки к занятиям («не хочу, не буду!»), так и во время них («ну всё, вы тут дальше сами, а я пошел»). Поэтому во время уроков преподавателю приходится чуть больше внимания обращать на дисциплину, чуть строже контролировать поведение ребенка, а вот самостоятельных домашних заданий он вынужден давать меньше.

Взрослым – похвала, детям – положительное подкрепление

Как ни парадоксально, но взрослым студентам требуется больше похвалы и конструктивной обратной связи: многие взрослые привязывают способности к языкам к интеллекту, потому болезненно воспринимают собственное несовершенство.

Детям достаточно положительного подкрепления: сделал хорошо – дальше будет еще интереснее.

Кристина Кутан, руководитель обучения и развития преподавателей Skyeng Primary:

«На наших занятиях мы используем коммуникативную методику, основная задача которой – научить ребенка легко общаться на английском языке. УЛЫБКА (англ. SMILE) – так называется наша методика. Что это значит?

S = skill-oriented learning: развитие умений необходимых для общения,

M = multi-sensory motivation: активизация всех каналов восприятия информации,

I = intelligence-building activities: развитие мышления,

L = long-term memory storage through music, movement, rhythm and rhyme: долгосрочное запоминание материала с помощью музыки, движений, ритма,

E = exciting sketches, stories, and games: захватывающие истории и игры».

Взрослым сложнее угодить

Взрослые студенты сами оплачивают занятия по английскому языку, а потому ожидают высокого уровня преподавания за свои деньги. Кроме того, у них есть опыт взаимодействия с другими преподавателями (в школе, в кружках, в вузах, на других занятиях по английскому для взрослых) – естественно, они сравнивают! Наконец, в силу возраста, амбиций и определенных достижений (личных, карьерных) взрослые люди в целом настроены критичнее, они более зажаты, их ожидания от преподавателя выше.

Дети же ограничиваются общим впечатлением, характеристиками «хороший», «веселый», «прикольный», «крутой», даже «норм» . Если вы заслужили один из таких лестных отзывов, этого достаточно для результативного взаимодействия.

С детьми преподавателю нужно быть артистом

На занятиях с ребенком от преподавателя требуется больше экспрессии, артистизма, чтобы не терять внимание малыша, удерживать его интерес. Многие преподаватели чувствуют необходимость дополнительно работать с голосом, мимикой и жестикуляцией.

Со взрослыми же студентами преподавателю достаточно вести себя естественно, не наигранно, а многие студенты даже предпочитают суховатый стиль общения.

Перечислим еще несколько наблюдений о том, чем отличается обучение английскому детей от обучения взрослых:

  • при обучении ребенка материал должен «ложиться» на что-то, что ребенок уже знает – меньше абстракций и теории, больше конкретики и практики;

Кристина Кутан, руководитель обучения и развития преподавателей Skyeng Primary:

«В каждое занятие мы закладываем определенную проблему, которую ребенок решает по ходу урока. Малыш учит английский и параллельно с этим познает мир, решает творческие задачи. А еще мы проводим так называемые уроки CLIL и Craft.

Метод CLIL (предметно-языковое интегрированное обучение) — это изучение на английском других предметов школьной программы — это может быть окружающий мир, рисование, биология, литература, история, география, обществознание и другие. Язык выступает не целью, а средством изучения другого предмета, то есть ученики видят, что с помощью английского можно узнавать новую интересную информацию.

Аналогично и с уроками Craft, на которых дети мастерят различные поделки, а значит язык служит вспомогательным инструментом, чтобы объяснить, как сделать ту или иную интересную вещь».

  • у взрослых довольно сбалансированная с точки зрения развития память (с небольшим креном в сторону визуальной), но она хуже, чем у детей, которые умеют «впитывать, как губка»;
  • для ребенка преподаватель – наставник, авторитет, для взрослого же – равный, (с возможностью стать другом), хотя бывает и по-другому…

Юлия Болдакова, методист направления Skyeng Junior:

«Различается эмоциональная составляющая. Пару лет назад я преподавала в крупных российских и международных компаниях, у меня были отличные отношения со студентами, взаимные поздравления на праздники и разговоры по-душам. Сейчас ни с одним из них я не общаюсь, да и не за чем. Но вот мои первые ученики (дети), с которых началась моя карьера преподавателя в 2012 году, до сих пор узнают, как у меня дела и поздравляют с праздниками. А это дорогого стоит!»

  • занятия с ребенком должны быть эмоциональными, со взрослыми важнее ориентироваться на их психотипы, темперамент, экстраверсию-интроверсию, в конце концов, пожелания;
  • обучая ребенка, преподаватель должен выстраивать отношения не только с ним, но и с его значимым близким (а именно, тем человеком, который курирует занятия «на той стороне») – мамой, реже папой или бабушкой. Важно вызвать у этого человека доверие, научиться «быть командой» ради результата.

«Какие цели перед собой ставят ваши ученики? Вот самые распространенные: сдать ОГЭ/ЕГЭ; улучшить оценки в школе; для путешествий; поступить в другую школу, гимназию, лицей; учеба за границей и т.д. Многие из целей, с которыми приходит ученик, долгосрочные. И вот вам интересный факт: только в своего ребенка взрослый человек готов постоянно вкладывать. Работая с детьми, преподаватель сможет обеспечить себя работой и, скажем честно, стабильным доходом. Так, Настя, с которой я начала заниматься в 2015 году с уровня elementary по два раза в неделю, сейчас сдала ЕГЭ и поступила в МГЛУ. И мы продолжаем заниматься и совершенствоваться, потому что нет предела совершенству»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

×