Готовите учеников к экзамену? В любом виде теста или контроля проверяется не только уровень знаний языка, но в большей мере и другие навыки: логическое мышление, стрессоустойчивость, умение быстро и эффективно справляться с большим объёмом информации на иностранном языке, умение находить «подводные камни» и иногда использовать интуицию.
Один из «секретов» экзаменов и тестов является тип заданий, использующий «дистракторы» (distractors). Сам термин говорит о том, что это должно быть то, что отвлекает. Отвлекает внимание экзаменуемого от чего? От правильного ответа. Дистракторы — слова, выражения, предложения, которые выглядят как правильные ответы, но на самом деле только сбивают с толку. Чаще всего это происходит в заданиях “multiple choice“, где один ответ правильный, остальные два или три заведомо неправильные, но могут показаться корректными, так как:
- в них используется такое же или похожее слово, как и в тексте/аудиодокументе;
- содержат такую же информацию, как и в тексте (только из другого контекста);
- используют синонимы или антонимы к ключевым или искомым словам.
Авторы таковых заданий используют технику перекрещивания ключевых слов в вариантах ответа со словами из частей текста (как такие задания формируются читайте в данной статье). Именно поэтому экзаменуемые часто попадаются на крючок дистракторов, спеша и не вчитываясь в ответы, не анализируя информацию в тексте.
Из личного опыта предлагаем 10 советов, как помочь студентам распознать дистрактры и получить правильные ответы:
- Прочесть вопросы ДО прослушивания или прочтения текста.
- Пробуем предугадать ответы ДО прочтения текста (пока мозг еще не обременен сложным текстом и сложностью выбора, статистика говорит, что вероятность найти правильный ответ потенциально выше).
- Не спешить, и ни в коем случае не воспринимать первый услышанный или увиденный ответ в тексте как правильный, слушаем/читаем несколько раз.
- Не воспринимать в вопросах каждое похожее или одинаковое с текстом слово в как правильный ответ: наличие ключевых слов не означает их корректность.
- И в вопросах и в тексте подчеркиваем ключевые слова, или их синонимы, это позже поможет выбрать правильный ответ.
- После прочтения вариантов ответа стараться сразу же выбрать 2 неподходящих, и обдумать разницу в значениях двух оставшихся.
- Если не удается найти разницу между значениями предлагаемых вариантов, пробуем заменить их синонимами, перефразируем своими словами.
- Обращать внимание на все предложение/период/контекст в целом: одно и то же слово может иметь разные коннотации в зависимости от используемого контекста.
- Определяем в контексте значение слов по типу most, all, always, sometimes, mostly, probably, certainly etc: часто они меняют смысл всего предложения даже если все остальные слова предлагают корректный контекст.
- Не оставлять вопросы без ответов, даже если нет ни малейшего понятия, какой ответ выбрать, и интуиция молчит, выберите наугад (ведь может и повезти — 25% для теории вероятности не мало 🙂
Как работают выше упомянутые принципы на примере аудирования, смотрите в видео.
Людмила, спасибо за отзыв. Пункт 9 о следующем: если попадается предложение по типу » I will go out», то слова по типу certainly probably меняют значение/оттенок действия. » I will certainly go out, I will probably go out». Студенты могут не обратить внимания на них и дать неправильный ответ.
Cпасибо за ценные советы! Только не поняла пункт 9, не могли бы разъяснить?