Результат студента – это правильно поставленная цель. Студент ставит цель, когда принимает решение начать учить английский, а преподаватель, когда выбирает учебные пособия, методику или материалы к уроку.
Цели студента и курса
Преподаватель узнает о цели студента на первой встрече. Далее начинается этап планирования учебного курса. Разберем аспекты, на которые нужно в первую очередь обратить внимание. К примеру, студент с уровнем Upper-Intermediate собирается сдавать экзамен FCE через полгода. Предварительное тестирование показывает, что для успешной сдачи экзамена нужно усердно поработать над написанием эссе. Первым пунктом в плане работы будет этот аспект.
Оформляем эту цель по правилам SMART. Не забываем учитывать конкретность, измеримость, достижимость, релевантность и временное ограничение:
S — Specific: a descriptive/argumentative/etc. essay.
M — Measurable: well-organised (эссе оцениваются по критериям. Они покажут, насколько эффективно выполнено задание).
A — Attainable: у студента подходящий запас слов, структур и времен, чтобы достигнуть цели.
R — Relevant: цель является существенной для сдачи экзамена.
T — Time-bound: обозначены сроки – полгода с момента обращения студента до момента сдачи экзамена.
Цели урока
Помимо цели курса, преподаватель ставит определенные цели на каждом уроке. Вначале преподаватель определяет тип урока: skill (listening, etc.) or system (grammar etc.) и ставит основную цель.
Type of lesson
Main aim(s)
T — Time-bound? Дедлайн – конец урока.
Цель урока поставлена чётко и ясно. Можно в конце урока оценить и себя, и студента.
Помимо основной цели урока преподаватель может ставить цели для каждого этапа урока (procedure aims). Например, warm up: to set lesson context and activate schemata and engage students; pre-listening stage: to raise the students’ awareness of language/content/genre, to create the need for the text etc.
Иногда можно использовать разные цветовые выделения, чтобы выделить одним цветом каждую цель урока, а затем этапы плана и упражнения, которые связаны с этими целями. Это простой, визуальный способ увидеть, как каждая цель взвешена на уроке. Если в уроке есть какой-либо этап или упражнение, не отвечающее цели урока, зачем они тогда нужны в уроке?
Рассмотрим еще один пример. Что же с этой целью не так?
S — Specific? Нет. English — слишком обширно.
M — Measurable? Нет. Нельзя оценить насколько улучшится уровень.
A — Attainable? Невозможно оценить: не указаны критерии или процент улучшения результатов. Не ясно, какой предполагается результат.
R — Result-oriented? Непонятный результат указан, но маловероятно, что достижим в такой трактовке.
T — Time-bound? Нет представления, когда ожидается результат.
Как же улучшить образовательную цель в данном случае?
S — Specific? Да, четко обозначена сфера — Grammar tests.
M — Measurable? Да, ожидаемый результат 85% и выше.
A — Attainable? Да, при усилиях со стороны преподавателя выполнимо.
R — Result-oriented? Конечно, конкретный результат — высокий балл за тест.
T — Time-bound? Да, конец Модуля 1.
Таким образом, уроки в этот период из эфемерного «чеготоделанья» превращаются в четкую структуру, где обе стороны понимают, что делают, к чему при этом идут и какой результат предполагается в конце пути. Этот результат будет радовать студента, а преподаватель со спокойной душой будет готов постигать новые вершины с этим студентом или новым.