Рассказывание историй — одно из самых естественных действий в нашей жизни. Мы постоянно рассказываем о том, как прошел день, болтаем с друзьями, читаем истории в интернете и слышим их. Это настолько естественно для человека любого возраста, и обязательно нужно использовать в обучении иностранному языку.
Что же такое storytelling?
Метод сторителлинг — это изучение языка с помощью небольших историй на разные темы. Истории позволяют использовать аутентичный материал, помогают отработать грамматику и лексику, способствуют развитию воображения, говорения, аудирования, письма. Этот прием отлично подходит самыми разными возрастными группами, детям, а также подросткам и взрослым. Атмосфера на таких занятиях самая непринужденная.
Как использовать storytelling на уроках
Учитель рассказывает историю:
Вариант 1. Преподаватель читает историю, сказку, рассказ перед всем классом. При этом меняет голоса для разных персонажей в истории, использует жесты, эмоции, вовлекает студентов в процесс, задает вопросы, вместе со студентами предсказывает, что будет дальше.
Данное чтение книги вслух отлично подходит для младших школьников и помогает им в дальнейшем справиться с Extensive reading. Именно так мы чаще всего читаем большие тексты в учебнике, все фразы и абзацы прочитываются целиком и подряд. Обычно при таком типе чтения мы не отвлекаемся на поиск незнакомых английских слов. Этот процесс помогает понять общий смысл и получить удовольствие от получения новой информации.
Вариант 2. Преподаватель рассказывает историю в качестве warm up, введения в тему или презентации новой лексики и грамматики. Например, история для презентации слова “exhausted”:
I would like to tell you a story about my first job. When I was a student I worked as a waiter. I worked for 10 hours almost every day, I was running to the kitchen and back to the tables all the time, I was always on feet. Can you imagine how I felt at the end of the day? Yes, I was tired, very tired. I had no energy. I was exhausted. So how did I feel? (tired) What word did I use to say “very tired”? (exhausted).
Студенты составляют историю:
Вариант 3. Подготовьте несколько картинок / слов (слова можно оформить в виде wordcloud) или предложений по теме урока. Студенты вытаскивают несколько картинок / слов / предложений и составляют историю с ними. Студенты могут составлять истории устно или письменно. Можно также использовать story cubes или комиксы.
Вариант 4. После прочтения текста, студенты пересказывают историю с опорой на картинки, ключевые слова.
Вариант 5. Попросите студентов изменить конец истории или изменить историю, используя другой жанр. Например, написать “Goldilock and Three Bears” в романтическом стиле или “Red Riding Hood” в детективном стиле.
Вариант 6. Дайте студентам начало истории (можно даже сделать пропуски или вставить картинки вместо изученных слов) и они должны составить продолжение истории.
Вариант 7. Дайте студента небольшую картинку, можно создать интригу и дать часть картинки. Попросите студентов составить рассказ, ответив на вопросы. Например:
Who is it? Where is he?
What is he doing? What is he holding?
What is going to happen next?

Студенты могут составить и собственные истории. Можно помочь им, попросив придерживаться плана или вместе на занятие обсудив возможные варианты.
План работы создания своей истории:
- Choose the genre for your story.
- Describe your main character.
- Choose the location of the action.
- Describe what happens to the main character.
- Describe what happens at the end of the story.
Онлайн-инструменты для создания историй:
- Voicethread, Vocaroo — аудиозапись истории.
- Befunky — создание коллажей, серии картинок.
- Superlame — создание облаков с текстом.
- Wordcloud — создание облаков со словами .
- Zimmertwins — создание анимационной истории.
- Toondoo — создание комиксов.
- Storybird — создание истории в виде книги.
- Slidestory — наложение звука на картинку.
Используете ли вы сторителлинг на уроках? Какие задания нравятся больше всего? Какие используете или хотите попробовать?