Помните ли вы своего первого учителя? А самого любимого? А самого страшного? Все знают, каким должен быть учитель, но так мало говорят о неприемлемых ситуациях и сложностях, которые возникают в общении с ним. Многие осмеливаются рассказать о негативным опыте, когда уже сами стали взрослыми, но что делать ребенку, когда он остается один на один с учителем, который его не понимает и не принимает.
В статье рассмотрим модель нежелательного поведения учителя и в деталях разберем, каким может быть позитивный пример педагога.
Содержание
- Влияние учителя на ученика
- Внешний вид учителя и общая культура поведения
- Примеры недопустимого поведения учителя
- Положительные примеры поведения учителя
Влияние учителя на ученика
Ученики получают психологические травмы, например, если их ругают достаточно грубо за неправильное решение при всем классе. Ночные кошмары, переживания, неуважение со стороны одноклассников, низкая самооценка — вот последствия, с которыми сталкивается ребенок, если учитель нарушает границы.
Когда мы слышим плохие отзывы взрослых об их жизни в школе, понимаем, насколько велико влияние педагога на сознание ребенка.
С подобными историями мы порой сталкиваемся в отделе Adults в Skyeng. Ученики рассказывают, что помнят в свой адрес все грубые слова и неосторожно брошенные фразы преподавателей:
«Голову дома забыл?»
«Мог бы и лучше сделать!»
«Да что с тобой не так?»
«Не думай, что ты тут самый умный».
«Что тебя так веселит? Ну-ка расскажи, посмеемся вместе!»
Учителя порой могут:
- превышать полномочия, говоря с позиции «Я — взрослый, знаю лучше». И таким образом тушат любую инициативу, амбиции или что еще хуже — понижают самооценку.
- навешивать ярлыки, оценивать по одежде, должностям родителей, статусу семьи. Ученики видят и остро чувствуют необъективность, лесть, несправедливость, поэтому могут потерять интерес к предмету и выражать протест.
- переходить на личности и критику семьи и родственников:
Это звучит оскорбительно, подрывает уважение сверстников и таким образом провоцирует буллинг.
Каждый взрослый помнит такого учителя, который недооценивал, не объяснял материал «нормально», или, что еще хуже, обижал, высмеивал, оскорблял во время урока, выхватывал личные вещи, грозил, замахивался. Все это отбивает желание идти в школу и вообще учиться. Дети ассоциируют предмет с учителем и теряют мотивацию к учебе.
Сейчас сложилась тенденция к Home Education/Homeschooling. Для этого есть разные причины, но одна из них такая: родители, пережив негативный опыт общения с преподавателями, стараются оградить детей от этих трудностей, переводя их на онлайн-обучение. Здесь ребенок изучает предмет в комфортной домашней обстановке.
Рекомендуем статьи:
Внешний вид учителя и общая культура поведения
Эти аспекты важны как для офлайн-, так и для онлайн-формата. Даже если вы дома и чувствуете себя с учеником комфортно, вы практически друзья, все равно есть рамки и субординация.
Заметьте, это не касается учеников, им можно все, в соответствии с их уровнем культуры.
Особое внимание стоит уделить внешнему виду. В школе нет дресс-кода, но есть понимание, что глубокое декольте или открытые плечи не добавят солидности. Неопрятность также не вызовет доверия.
Недопустимы подобные ситуации:
Или, например, группа младших школьников подключается к уроку, а на экране преподаватель, сидящий на кухне в майке.
Преподаватель — лицо школы, поэтому ему следует соблюдать нормы обычного культурного поведения.
Примеры недопустимого поведения учителя
Учитель, который, издевается, манипулирует и провоцирует учеников на конфликты и ссоры, выделяет любимчиков, не только создает негативную обстановку, но и наносит непоправимый вред их эмоциональному и психологическому здоровью.
Учитель, которому не хватает знаний, навыков и профессиональной компетентности, не сможет качественно подать материал, ответить на вопросы учеников. А они, в свою очередь, не смогут достичь своих целей.
Учитель, который проявляет предвзятость, выражает негативное отношение к ученикам на основе их расы, пола, вероисповедания или других характеристик, создает неравенство и вредит обстановке в классе.
Учитель, который не проявляет интереса к ученику и его прогрессу, не оказывает ему поддержку, может вызвать ощущение одиночества и недооцененности.
У учителя могут быть проблемы с управлением времени и расписания. Отсутствие дисциплины онлайн может привести к отмене регулярных уроков и стабильности в обучении, что в конечном итоге влечет к потере интереса со стороны учеников.
Снова и снова появляются новые онлайн-инструменты для эффективного урока. Учитель должен уметь использовать технические средства на уроках, особенно если это онлайн-школа, иначе могут быть упущены преимущества этого формата.
Положительные примеры поведения учителя
А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинский подчеркивали, что в центре образования всегда должен быть ученик. Они признавали важность индивидуального подхода, подчеркивали, что следует уважать каждого члена коллектива, раскрывать его личность.
Сократ, греческий философ
Артур Уорд, американский политик и писатель
Известные ученые и педагоги говорят о важности вдохновения и мотивации у педагога, его стремлении к инновациям и исследованиям.
- Понимание цели ученика и действий, которые помогут ее достичь вовремя.
- Общение и активное вовлечение в контент, формат, интенсивность обучения. Учитель не должен отвлекаться на личные дела во время урока (почту, соцсети и др.).
- Обратная связь родителям, ученикам, похвала за успехи, исправление ошибок таким образом, чтобы это мотивировало, а не отбивало желание учиться.
- Следование принципу: каждый ученик — особенный.
- Умение брать ответственность за материалы, подготовку к урокам, домашние задания, а также за необходимость его корректно персонализировать.
- Постоянное саморазвитие, общение с коллегами.
- Уважение учеников и их родителей, их точек зрения, вежливое общение. Соблюдение гармоничной дистанции: общение без фамильярности, но и без лишнего формализма. Уважение личных границ ученика и своих собственных.
- Обеспечение хорошего качества аудио- и видеосвязи, а еще оптимальной скорости интернета, чтобы на онлайн-уроках не было технических проблем.
И главный из них:
Многие считают, что на онлайн-уроках люди более равнодушные, не чувствуют друг друга. Это неверно. Опытные преподаватели даже онлайн, через экран, замечают вербальные и невербальные реакции ученика, помогают справляться с трудностями, чувствуют настроение и настрой, поэтому могут адаптировать под них динамику урока, контент и стиль преподавания.
Рекомендуем статьи:
Для налаживания контакта с учениками онлайн-учитель продолжает общаться с ними виртуально после уроков, предоставляет обратную связь и поддерживает их.
Если вы или кто-то, кого вы знаете, столкнулись с плохим примером поведения учителя, важно немедленно обратиться к администрации школы или другому надзорному органу для принятия мер. Здоровый образовательный опыт является правом каждого ученика, и плохое поведение учителя не должно оставаться незамеченным или нерегулированным.
Однако важно помнить, что подавляющее большинство преподавателей стремится к лучшему для своих учеников и вкладывает огромное количество труда и энергии в свою работу.
Уважаемые учителя! Пожалуйста, выскажите свое мнение об этой теме. Давайте обсудим с вами примеры из статьи.