Разные виды чтения и как им обучать

Разные виды чтения и как им обучать

Существует множество причин обучать чтению изучающих иностранный язык. Чтение полезно в изучении языка. Читать проще, чем слушать, а потому — чем больше студенты читают, тем больше они узнают о языке в менее стрессовой ситуации, чем при аудировании. Кроме того, тексты для чтения одновременно являются хорошими образцами письменной речи, что также очень полезно для учащихся.

Чему же обучать учеников? Что особенного в обучении чтению?
В первую очередь, чтение бывает разным. В обучении языкам выделяют extensive reading или reading for pleasure (часто задается на дом) и intensive reading, тренирующее разные навыки чтения, и отрабатываемое обычно в классе. О последнем поговорим в нашей статье.

Каким же навыкам чтения важно обучить? В первую очередь это касается тех навыков, которые пригодятся в реальной жизни. И таких навыков 4!

Skimming

Первый важный навык — это skimming или reading for general comprehension или reading for gist.

Что это?
Ученики пробегают глазами текст, не вчитываясь в детали. Цель такого чтения — понять общий смысл или найти ответ на краткий вопрос. При этом не нужно читать текст полностью, вчитываться и понимать каждое слово, а также читать от и до. Нужно именно пробежать по тексту глазами.

Применение в реальной жизни
Таким образом мы просматриваем обзоры фильмов и книг, чтобы понять, читать нам их полностью или нет; просматриваем статьи, прежде чем вчитываться в детали; просматриваем отчет на работе, чтобы понять о чем он в общем, получить общую картину, прежде чем вдаваться в подробности и т.д.

Зачем и как обучать?
Данный навык очень полезен поскольку, ознакомившись с текстом сначала в общем, его намного проще читать и понимать повторно, более детально. Чтобы ученики привыкли к такому навыку, помимо объяснения, что это и зачем, попробуйте следующие задания:

  • Прочитайте текст и подберите самый подходящий заголовок;
  • Прочитайте текст и соедините с верной картинкой;
  • Прочитайте текст и проверьте свои предположения и т.д.

Данный вид чтения обычно проводится с лимитом по времени (1-2 минуты) и во время инструкций важно сообщить ученикам, что не нужно понимать каждое слово и читать текст от первого слова до последнего.

Scanning

Еще один немаловажный навык — scanning или reading for specific information.

Что это?
Этот вид чтения также предполагает быстрое пробегание глазами текста, не вчитываясь, а находя необходимую информацию, которая легко бросится в глаза, например, дату, имя, номер, название чего-то и т.д., т.е. Что-то, что выделяется из текста, и для его поиска не нужно читать весь текст вовсе.

Применение в реальной жизни
Таким образом мы просматриваем телефонную книгу, чтобы выбрать нужный нам номер; оглавление книги, чтобы найти нужную главу; учебный текст, чтобы найти тот фрагмент, который мы хотим прочесть детально; статью, в которой хотим найти определенное имя или дату и т.д.

Зачем и как обучать?
Данный навык очень полезен, поскольку экономит время. В реальной жизни все стараются сделать что-то как можно быстрее и не тратить время зря. Чтобы не читать зря весь отчет, нужно уметь быстро найти глазами интересующий фрагмент, и уже затем вчитываться и т.д. Обучать данному навыку необходимо с самого начала и как и в случае со skimming, готовить студентов к этому. Помогут следующие упражнения:

  • Найти в тексте дату, когда…
  • Найти в тексте имя человека, который…
  • Найти в тексте название музея, который…
  • Найти год, когда…
  • Задания на True/False с цифрами/датами и именами (то, что легко увидеть в тексте) и т.д.

На данное задание также дается лимит по времени. Даже если в тексте встречается несколько дат, имен, названий и т.д., довольно просто определить их местоположение, не читая всего текста, и только после этого, посмотреть, что стоит вокруг этой информации и выбрать нужный вариант.

Reading for details

Более привычный всем вид чтения, который еще называют reading for deeper comprehension.

Что это?
В данном случае текст читают для того, чтобы найти в нем более детальную информацию и ответить на более детальные вопросы. Поскольку ответ на вопрос предполагает ориентирование в деталях, данный вид чтения обычно идет вторым после reading for gist, или даже третьим. В данном случае текст читается полностью, происходит поиск деталей, более глубокое понимание.

Применение в реальной жизни
Так мы читаем что угодно, заслужи́вшее нашего внимания, будь-то отчет, или статью, или книгу.

Зачем и как обучать?
В данном случае на чтение текста студентам дается больше времени, предварительно разбираются вопросы, а также вводится блокирующая лексика, если необходимо. На более низких уровнях учащиеся увидят в тексте ответы на вопросы быстрее, тогда как на высоких уровнях и при подготовке к экзаменам ответы на вопросы в тексте будут перефразированные, использованы синонимы и синонимичные обороты и т.д. Типичные виды заданий:

  • True/False;
  • Ответы на вопросы;
  • Исправление утверждений;
  • Соединение высказываний с говорящими и т.д.;
  • Множественный выбор и т.д.

Обратите внимание на то, что хотя студенты и должны понимать детали в тексте, и читать текст полностью, им совсем не обязательно понимать 100% текста. Обычно при работе с текстами из учебника достаточно понимания 80% текста.

Inference

Еще один важный навык, используемый нами в повседневной жизни, — inference reading или попросту чтение между строк.

Что это?
Данный навык предполагает нахождение ответа на вопрос не прямо из текста, а из намеков автора, из ситуации в целом, т.е. нужно понять, что автор имел в виду на самом деле. Обычно данный навык начинают развивать в полной мере начиная с уровня Intermediate.

Применение в реальной жизни
От чтения публицистики до чтения художественной литературы.

Зачем и как обучать?
Данный навык требует не только простого понимания слов в тексте и общего смысла, но и требует критического мышления. Это уже не просто чтение ради понимания о чем речь, а начала анализа текста, понимание скрытого смысла, скрытой шутки, отсылки к чему-то, а также непрямого намека на то, как, например, закончилось повествование. Обучение данному навыку важно, поскольку в некоторых культурах не принято говорить о чем-то прямо. Умение понять, что на самом деле имел в виду автор или говорящий, поможет учащимся избежать недопониманий и неловких ситуаций. Начать обучение данному навыку можно с простых задания типа:

  • Прочтите диалог/текст и скажите, кто говорит, откуда они, в каких они отношениях и т.д.

До более сложных заданий из разряда:

  • How do we know that he is the murderer?

Подробнее об этом навыке и примеры заданий тут и тут.

Задания для чтения

Подробнее о том, какие еще бывают задания, какие материалы для обучения этим навыкам использовать, а также как построить эффективное занятие по чтению, смотрите в записи нашего вебинара How to teach reading effectively.

А как вы обучаете этим навыкам? О чем хотите узнать подробнее в последующих статьях?

Ждем ваших вопросов и пожеланий в комментариях!

саша-small

 

Александра Сладковская

Related Post

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *