Провести свой первый урок онлайн — волнительно. Многие учителя задаются вопросами: все ли пройдет хорошо, понравится ли им работать с учеником, удастся ли наладить контакт. Как сделать его идеальным? Пройдемся поэтапно по важным моментам.
До урока
1. Обязательно свяжитесь с учеником и убедитесь, что он прочитал ваше сообщение
Шаблон письма для занятий в Zoom:
Здравствуйте, [имя ученика]! Меня зовут [ваше имя]. [Дата первого урока] пройдет наш первый онлайн-урок английского. Пожалуйста, перед уроком проверьте, чтобы наушники, микрофон и камера были исправны. До урока советую установить приложение Zoom. Чтобы вам было проще подготовиться к первому уроку, я составил/а несколько инструкций [ссылка на инструкции]. За пять минут до начала урока я скину ссылку ссылку для входа на урок.
Если есть какие-то вопросы, пишите мне в Skype (…), на почту (…), в мессенджеры (…). После прочтения прошу прислать ответное письмо. До встречи!
2. За час или полчаса до урока отправьте ученику приветственное письмо
Шаблон письма:
Здравствуйте, [имя ученика]. Через 30 минут состоится наш первый урок. До встречи.
3. За 5 минут до начала урока отправьте ссылку на урок
Шаблон письма:
Здравствуйте, [имя ученика]! Я онлайн и готов/а начать урок. Вот ссылка на урок — (…). Подключайтесь.
4. Подготовьте рабочее пространство и проверьте техническую готовность
- Тихое рабочее место;
- Стационарный компьютер или ноутбук;
- Рабочие микрофон, камера и наушники;
- Стабильное интернет-соединение;
- Рабочий внешний вид;
- Нейтральный фон.
5. Основательно подготовьтесь к уроку
Помните, главные цели первого урока английского онлайн — это познакомиться, наладить контакт, рассказать о себе и узнать больше об ученике. Покажите, что обучение с вами — это продуктивно, и на каждом уроке можно узнать что-то интересное!
Не стоит использовать сразу все возможности платформ для дистанционного обучения. Ученику и так будет не очень комфортно на первом уроке — вы только запутаете его, если на первом же занятии потребуете пройти по ссылке, затем скачать приложение, затем изучить новую программу.
Во время первого онлайн-урока вы можете подготовить презентацию и просто включить демонстрацию экрана.
Почитайте по теме Взрослые vs подростки: какую стратегию обучения выбрать
Во время урока
- Познакомьтесь;
- Проверьте технические моменты: хорошо ли ученику слышно и видно вас;
- Расскажите о себе;
- Узнайте уровень владения языком, цели и интересы ученика;
- Поймите сильные и слабые стороны ученика;
- Расскажите о ваших правилах и методах обучения;
- Обговорите материалы, по которым будете заниматься (электронные или печатные, должен ли ученик выкладывать домашнее задание и письменные/устные работы в определенную папку на Google Диске и так далее);
- Выберите курс;
- Расскажите о предстоящем уроке;
- Познакомьтесь с необходимой лексикой для онлайн-обучения;
- Постарайтесь обеспечить ученику психологический комфорт.
- Как преподавателю обеспечить психологический комфорт на первом занятии?
Проанализируйте реакции ученика по определенным параметрам:
Фокус на результат и прогресс
Характеристика ученика:
- Любит все планировать и отслеживать;
- Развита эмпатия, умеет слушать и слышать других людей;
- Важна обратная связь от профессионала;
- Креативен, с интересом ищет решение непростой задачи;
- Любит визуализацию прогресса;
- Отсутствие представления о конечном результате его демотивирует;
- Важно постоянное подтверждение результатов.
Рекомендации:
Даже обобщенное: «Вы стали говорить гораздо увереннее/лучше/правильнее/свободнее», произносимое преподавателем время от времени, может сыграть огромную роль в мотивации учеников этой группы. Им лучше задавать средний объем домашнего задания, в основном состоящий из творческих и интеллектуальных заданий.
Фокус на конкретику
Характеристика ученика:
- Его мотивирует соревновательность в достижении высоких результатов;
- Обычно прямолинеен, любит логику и конкретные инструменты в обучении;
- Хорошо организован и дисциплинирован;
- Скорее всего, не командный игрок и любит делать все самостоятельно;
- Очень чувствителен к обратной связи;
- Имеет четкие ожидания и оценивает прогресс на их основе.
Рекомендации:
Для них лучше работают индуктивно выстроенные уроки, на которых преподаватель не выдает всю информацию сам, а только помогает ученику анализировать материал. Система дистанционного обучения легко позволяет сделать это. Ученики чувствуют отдачу и прогресс, если нужно глубоко анализировать задач — поэтому таких конкретных заданий должно быть много.
Фокус на разнообразие
Характеристика ученика:
- Не боится многозадачности, умеет работать над несколькими вещами одновременно;
- Интересуется тем, что актуально и злободневно, любит быть в тренде;
- Обычно эмоционален, открыт и отзывчив;
- Не любит рутину, могут быть периоды максимальной активности и спада;
- Может иметь много разных модных увлечений.
Рекомендации:
Используйте разные форматы заданий (работа с видео, картинками и так далее) и инструменты (Google Docs, interactive worksheets, Kahoot, Padlet и другие), соместимые с большинством платформ для дистанционного обучения.
Почитайте по теме Современные методики преподавания: 5 приемов для интересного урока
Фокус на динамичность
Характеристика ученика:
- Очень разговорчив и открыт;
- Увлекается самыми разными вещами;
- Не любит рутину и затянутые упражнения;
- Испытывает сложности при необходимости долго концентрировать на чем-то одном;
- Не всегда может самостоятельно сформулировать цели;
- Нуждается в неформальной положительной обратной связи.
Рекомендации:
Избегайте длинных рутинных упражнений, которые требуют усидчивости и максимальной концентрации.
Не забывайте: типология ученика не является постоянной, и на первом онлайн-уроке он может вести себя совсем не так, как на следующих. Один и тот же ученик в зависимости от смены цели или образа жизни может сменить стиль поведения или включать в себя несколько типов.
После урока
- Проведите обратную связь. Спросите у ученика, что ему понравилось, что было сложным/легким/интересным/скучным.
- Задайте первое домашнее задание и объясните, как его выполнять.
- Обговорите, когда состоится второй урок и сколько раз в неделю ученик готов заниматься. При необходимости предложите увеличить количество уроков.
- Обсудите, как и по каким вопросам ученик может связываться с вами.
Почитайте по теме Что думают ученики о ваших уроках? 6 необычных способов это узнать
Что негативно влияет на решение ученика продолжать обучение?
- Перенос или отмена занятия;
- Опоздание преподавателя даже на одну минуту;
- Любые технические проблемы на любой стороне — от забытого пароля до неполадок с интернетом;
- Первый онлайн-урок — слишком сложный или скучный;
- Пропуск стадии знакомства и мгновенный переход к материалам урока;
- Отсутствие объяснения того, как построено обучение;
- Несоответствие ожиданий ученика и его впечатлений от первого урока.
Рекомендуем послушать
Прямой эфир с Мариной Евстратовой, руководителем методического отдела TTC, методистом онлайн-школы Skyeng.
Здравствуйте,Марина.Как можно с Вами пообщаться лично?