Взрослые vs подростки: какую стратегию обучения выбрать

«Работать со взрослым учеником легко и приятно — раз он ко мне пришел, значит, у него уже есть мотивация учиться, он готов потрудиться и настроен на результат». По крайней мере, так мы рассуждаем поначалу; уже потом начинаются проблемы с домашним заданием и посещаемостью, потому что ученик занят работой, детьми и другими «взрослыми» проблемами. Кажется, что с детьми и подростками в этом плане проще: нагрузку и расписание занятий легко подстроить под школьную программу, а в хороших оценках ребенок заинтересован сам. Или нет?..

Какими бы разными ни казались эти ситуации, у стратегии обучения — и подростков, и взрослых — одни и те же опорные пункты: цели, мотивация и ваша роль как учителя. Тому, как с ними работать и не допустить ошибок, посвящена наша сегодняшняя статья.

Определить цели обучения

В первую очередь преподавателю необходимо понять, зачем пришел ученик. Определение целей — ключевой шаг на пути к успеху. Зачастую декларируемые цели не совсем совпадают с истинными.

Бывает даже, когда студент действительно верит, что пришел готовиться к экзамену, но интерес тает от месяца к месяцу. Все недовольны и страдают, пока не выясняется случайно, что он просто хотел общаться на Reddit, но считал это недостаточно серьезной целью.

О том, как выявить истинную цель и работать с ней в долгосрочной перспективе, мы писали здесь:

Взрослый ученик приходит уже с определенным желанием и мотивацией, что сильно облегчает работу преподавателя. Английский нужен для работы, путешествий, эмиграции и тому подобного. Казалось бы, здесь все просто, однако на самом деле часто наоборот.

Что почитать про цели взрослых:

Подростки чаще всего приходят на занятия, потому что так решили родители. «Нужно для школы», «скоро экзамены». Не всегда ученик имеет положительный настрой и готовность трудиться. Но есть хорошие новости — подростков можно и нужно мотивировать!

Раз уж зашла речь про цели, то вам может быть интересно почитать:

Найти, какая мотивация сработает

Благодаря жизненному опыту, взрослые студенты ценят практические навыки. Занятие следует строить таким образом, чтобы ученик ощущал прогресс и мог сразу применить полученные знания. Мотивация будет расти, и мы избежим историй про то, как кто-то «ходил на курсы, но бросил» или «занимался с репетитором, но ничему не научился».

Мы писали об этом:

В подростковом возрасте ребенок — а он, по сути, еще остается ребенком и в 13, и в 15 лет — впервые принимает сложные решения и начинает нести за них ответственность. Возможно, ему будет комфортно, если на ваших уроках он найдет поддержку и сможет подкрепить свою самооценку. Поэтому с учениками 5–9 классов важно наладить психологический контакт. Беседуйте с ними об интересах, уважительно спрашивайте мнение, используйте мемы — но не забывайте о своем авторитете и границах.

Кстати, личность преподавателя вполне может стать лучшей мотивацией для изучения английского языка в этом возрасте. Постепенно формируйте у них внутреннюю мотивацию: рассказывайте, зачем нужен иностранный язык, разыгрывайте ситуации, в которых они смогут применить новый материал.

Советуем почитать:

Обозначить свою роль как учителя

Со взрослым студентом преподаватель становится языковым тренером и консультантом: корректирует стратегию обучения, немного мотивирует, дает инструменты и навыки, а регулярные встречи помогают держать темп. Студент оттачивает навыки перед непосредственным общением с иностранцами, поэтому важно, чтобы преподаватель и сам был интересным собеседником.

Собрали статьи по теме:

Подростки, в свою очередь, хотят видеть в вас и партнера, с которым можно подискутировать, и наставника, который поможет разобраться во всем новом.

Подберите материалы для парных и групповых дискуссий. Дети 10–16 лет настроены на взаимодействие со сверстниками, чтобы открыть свой внутренний мир и получить признание. Давайте им больше самостоятельности. Задача преподавателя здесь не столько давать инструменты, сколько контролировать и направлять энергию учеников в разумное русло.

Независимо от вашей роли в глазах ученика ему потребуется ваша похвала и обратная связь. Подойдите к этому вопросу серьезно: поощряйте только по делу, а критику завершайте на позитивной ноте.

Резюмируя: постарайтесь заинтересовать подростка в изучении языка, а взрослому дайте инструменты для применения новых знаний на практике.

Кстати, в Skyeng мы всегда помогаем преподавателям работать над стратегиями обучения и повышать квалификацию. О том, в чем заключается поддержка и как выстраивается такая работа, можно почитать здесь:

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×