Взрослые vs подростки: какую стратегию обучения выбрать

«Работать со взрослым учеником легко и приятно — раз он ко мне пришел, значит, у него уже есть мотивация учиться, он готов потрудиться и настроен на результат». По крайней мере, так мы рассуждаем поначалу. Уже потом начинаются проблемы с домашним заданием и посещаемостью, потому что ученик занят работой, детьми и другими «взрослыми» проблемами. Кажется, что с детьми и подростками в этом плане проще: нагрузку и расписание занятий легко подстроить под школьную программу, а в хороших оценках подростки заинтересованы сами. Или нет?

Какими бы разными ни казались эти ситуации, у стратегии обучения — и подростков, и взрослых — одни и те же опорные пункты: цели, мотивация и ваша роль как учителя. Тому, как с ними работать и не допустить ошибок, посвящена наша сегодняшняя статья.

Определить цели обучения

В первую очередь преподавателю необходимо понять, зачем пришел ученик. Определение целей — ключевой шаг на пути к успеху. Зачастую декларируемые цели не совсем совпадают с истинными.

Бывает даже, когда студент действительно верит, что пришел готовиться к экзамену, но интерес тает от месяца к месяцу. Все недовольны и страдают, пока не выясняется случайно, что он просто хотел общаться на Reddit, но считал это недостаточно серьезной целью.

О том, как выявить истинную цель и работать с ней в долгосрочной перспективе, мы писали здесь:

Анализ потребностей учеников в начале учебного года

Сколько времени нужно, чтобы увидеть значимый прогресс студента?

Что делать, когда «ученик» и «мотивация» — несовместимые понятия

Самая лучшая мотивация изучения английского: работаем с целями

Взрослый ученик приходит уже с определенным желанием и мотивацией, что сильно облегчает работу преподавателя. Английский нужен для работы, путешествий, эмиграции и тому подобного. Казалось бы, здесь все просто, однако на самом деле часто наоборот.

Что почитать про цели взрослых:

«Кому за…», или особенности преподавания возрастным студентам

Андрагогика — полезные принципы обучения взрослых?

Преподавание технического английского

Как обучать английскому пожилых людей

Подростки чаще всего приходят на занятия, потому что так решили родители. «Нужно для школы», «скоро экзамены». Не всегда ученик имеет положительный настрой и готовность трудиться. Но есть хорошие новости — подростков можно и нужно мотивировать!

Определяем цели урока с ребенком

No pain, no gain: топ моих ошибок при начале работы с детьми

Мотивация подростков на уроке английского: поймай волну!

«Зачем изучать английский?» — как ответить школьнику?

Раз уж зашла речь про цели, то вам может быть интересно почитать:

Есть ли у учеников начальной школы цели изучения английского?

Найти, какая мотивация сработает

Благодаря жизненному опыту, взрослые студенты ценят практические навыки. Занятие следует строить таким образом, чтобы ученик ощущал прогресс и мог сразу применить полученные знания. Мотивация будет расти, и мы избежим историй про то, как кто-то «ходил на курсы, но бросил» или «занимался с репетитором, но ничему не научился».

Мы писали об этом:

Нужно ли студенту вести Progress Journal?

Мой опыт работы со сложным учеником

Взрослому студенту не дается английский. Как помочь?

Английский для айтишников: на что стоит обратить внимание?

В подростковом возрасте ребенок — а он, по сути, еще остается ребенком и в 13, и в 15 лет — впервые принимает сложные решения и начинает нести за них ответственность. Возможно, ему будет комфортно, если на ваших уроках он найдет поддержку и сможет подкрепить свою самооценку. Поэтому с учениками 5–9 классов важно наладить психологический контакт. Беседуйте с ними об интересах, уважительно спрашивайте мнение, используйте мемы — но не забывайте о своем авторитете и границах.

Кстати, личность преподавателя вполне может стать лучшей мотивацией для изучения английского языка в этом возрасте. Постепенно формируйте у них внутреннюю мотивацию: рассказывайте, зачем нужен иностранный язык, разыгрывайте ситуации, в которых они смогут применить новый материал.

Советуем почитать:

Где искать вдохновение учителям подростков

Как прививать эмпатию подросткам на уроках английского

Почему и как я использую соцсети для обучения английскому

Трудный старт: как помочь детям, которым не дается английский

Обозначить свою роль как учителя

Со взрослым студентом преподаватель становится языковым тренером и консультантом: корректирует стратегию обучения, немного мотивирует, дает инструменты и навыки, а регулярные встречи помогают держать темп. Студент оттачивает навыки перед непосредственным общением с иностранцами, поэтому важно, чтобы преподаватель и сам был интересным собеседником.

Собрали статьи по теме:

Особенности работы с корпоративными студентами

Кто такой языковой коуч и как им стать?

«Моральный кодекс» для учителей

Чем преподавание для детей отличается от преподавания для взрослых

Подростки, в свою очередь, хотят видеть в вас и партнера, с которым можно подискутировать, и наставника, который поможет разобраться во всем новом.

Подберите материалы для парных и групповых дискуссий. Дети 10–16 лет настроены на взаимодействие со сверстниками, чтобы открыть свой внутренний мир и получить признание. Давайте им больше самостоятельности. Задача преподавателя здесь не столько давать инструменты, сколько контролировать и направлять энергию учеников в разумное русло.

Что обязательно должен включать в себя урок с подростками?

Развитие soft-skills на групповом онлайн уроке с подростками

Элемент соревнования на уроке: о чем следует помнить?

Геймифицируем домашние задания

Независимо от вашей роли в глазах ученика ему потребуется ваша похвала и обратная связь. Подойдите к этому вопросу серьезно: поощряйте только по делу, а критику завершайте на позитивной ноте.

Что такое коммуникативная компетентность учителя: 5 советов для блестящих результатов

Резюмируя: постарайтесь заинтересовать подростка в изучении языка, а взрослому дайте инструменты для применения новых знаний на практике.

Кстати, в Skyeng мы всегда помогаем преподавателям работать над стратегиями обучения и повышать квалификацию. О том, в чем заключается поддержка и как выстраивается такая работа, можно почитать здесь:

Разрабатываем свои материалы к уроку с методистом Мариной Евстратовой

Как персонализировать уроки на онлайн-платформе Skyeng

Как обучают преподавателей в Skyeng? Запись стрима Марины Евстратовой

«Сам создал курс для кандидата наук»: преподаватель Skyeng — об условиях, оплате и своем рецепте успеха

Добавить в закладки

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Еще по теме:
×