Индивидуальный подход в обучении: как достичь максимальной эффективности
Вы замечали, как неинтересно бывает ученикам идти только по общему курсу? Каким скучным может казаться учебник, если учитель не адаптирует его и не дополняет базовые задания интересными фишками?
Как персонализировать материалы для конкретного студента? Сколько времени занимает такая персонализация? Какой эффект дает индивидуальный подход? Разбираемся в этой статье!
Содержание:
1. Что такое индивидуальный подход
2. Как использовать индивидуальный подход в обучении
– Создание индивидуальных учебных планов
– Учет индивидуальных потребностей и способностей
– Адаптация методов обучения под каждого ученика
3. Примеры использования индивидуального подхода в обучении
– Примеры использования индивидуального подхода при обучении взрослых
– Примеры использования индивидуального подхода при работе с детьми с особыми потребностями
1. Что такое индивидуальный подход
Индивидуальный подход — это подход, при котором каждый человек рассматривается как уникальный и неповторимый, со своими потребностями, целями и способностями. Этот подход используется в разных сферах жизни, в том числе в образовании. Выдающийся советский педагог А. С. Макаренко был одним из первых, кто озвучил, что реализация индивидуального подхода немыслима без глубокого изучения целостной личности воспитанника.
Цель индивидуального подхода:
- формирование индивидуальности ребенка
- воспитание уникальной личности
Какие преимущества в обучении дает индивидуальный подход к каждому учащемуся?
Это эффективный метод повышения качества обучения. Учитель настолько понимает, чувствует и знает каждого учащегося, его сильные и слабые стороны, что может самостоятельно выстраивать учебный трек и персонализировать общую программу, чтобы повысить уровень знаний и способностей студента.
Ученик проходит трек в своем темпе, не соревнуясь с другими учащимися и не конкурируя за оценки, а с интересом погружаясь в материал и познавая окружающий мир.
Возможно, вам будет интересно прочитать и эти статьи:
2. Как использовать индивидуальный подход в обучении
Создание индивидуальных учебных планов
К сожалению, по некоторым причинам в современных школах индивидуальный подход не может быть полностью реализован. Есть государственная программа, которой строго придерживается учитель. В этой системе есть план, рассчитанное количество часов на определенные темы, выделены учебники. Учитель не может позволить себе отступить от требований из-за отсутствия времени. Классы, как правило, переполнены: в коллективе может быть от 25 до 40 человек. Педагог загружен организационными вопросами и просто физически не успевает поработать с каждым учащимся. По этой причине в онлайн-школах и домашних лицеях появились тьюторы-наставники, бадди и коучи-менторы, которые работают вместе с педагогом, и учебный процесс сконцентрирован исключительно на конкретном ученике, его целях, нуждах и интересах.
Учет индивидуальных потребностей и способностей
Когда ваши студенты чувствуют, что у них есть прогресс? Обычно это происходит, когда материалы соответствуют их целям. Что такое прогресс и как почувствовать, есть ли он?
Учащиеся могут:
- применять новые навыки, умения в жизненных ситуациях;
- выполнять задания лучше, чем ранее;
- чувствовать уверенность, не иметь языкового барьера.
Прогресс бывает разным. У каждого ученика свой темп достижения цели. Поэтому эффективным будет создание индивидуального учебного плана. До того как составить подобный маршрут, следует провести вводный урок.
Для чего нужны вводные уроки?
- Определить уровень студента.
- Поговорить об интенсивности занятий, что также повлияет на прогресс.
- Определить потребности, цели.
- Определить интересы, хобби, увлечения.
Зависит ли учебный прогресс от индивидуального подхода? Конечно! По мнению многих преподавателей и экспертов, индивидуальный подход и личный трек роста напрямую влияют на прогресс ученика. Любой предмет, даже самый, казалось бы, нелюбимый, может быть освоен таким образом.
Например, английский язык. Если это IT-специалист, которому трудно вести совещания и озвучивать agenda, можно создать для него среду, где он сможет потренироваться говорить о выполненных или запланированных задачах. Учитель не должен просто объявить, что это Present Simple. Следует показать на жизненных ситуациях, в каком конкретно контексте будет использоваться Present Simple.
Могут пригодиться эти материалы:
Адаптация методов обучения под каждого ученика
ESP — что это? Английский для особых целей (ESP).
Обычно это относится к преподаванию английского языка студентам университетов или людям, уже работающим по найму, с учетом их словарного запаса и навыков, которые им необходимы.
Подход ESP учитывает реальные языковые и речевые потребности учащихся, а также контекст, в котором будет нужно использовать изучаемый язык.
Каждый курс ESP должен быть адаптирован под нужды и интересы конкретного ученика. Например, если это урок для биолога, следует подобрать спецлексику, тексты, отвечающие этому запросу. Если студент — инженер, то поэзия и анализ романа ему ни к чему. Со студентами низких уровней спецкурс (научный, медицинский, юридический, экономический) организовать сложно, поэтому рекомендуется общий курс, но следует адаптировать его под запросы своих студентов.
Предположим, у вас есть студент QA-инженер. Как персонализировать общий курс под него? Обычно такие специалисты пишут bug reports, в которых описывают ошибки или неполадки. Если у студента низкий уровень и вам нужно практиковать Present Simple, говорите о ежедневных задачах, составлении bug reports, попросите примеры таких докладов и сообщений об ошибках, чтобы проанализировать, какую грамматику они содержат. Там могут быть модальные глаголы, базовые времена, 1 Conditional. На основе этих знаний вы сможете полностью выстроить курс под запросы ученика.
3. Примеры использования индивидуального подхода в обучении
Примеры использования индивидуального подхода при обучении взрослых
1. Practical usage of lessons
Продемонстрируйте связь между реальной жизнью и уроком. Если это HR-менеджер, вместо объявления темы «А теперь мы выучим конструкцию вопросительных предложений» мы скажем «А теперь мы научимся правильно задавать вопросы соискателям на собеседовании».
2. Personalize speaking activities
Давайте рассмотрим урок Public speaking и подумаем, как можно адаптировать его для студента, который работает менеджером по продажам. Зачем? Студенту будет интереснее говорить о себе и своем опыте, чем об абстрактных людях. Персонализированные вопросы:
- Есть ли человек, который образец для вас?
- Кто вас вдохновляет?
- Какие советы вы можете дать новичкам в этой сфере?
- Какие лайфхаки вы используете, когда общаетесь с клиентами и продаете?
3. Listening
Как использовать индивидуальный подход? После прослушивания подкаста, задавая вопросы, интересуйтесь точкой зрения студента, его мнением по данному вопросу, согласен или нет, почему.
– What about your personal experience? What about your opinion?
Еще помогут наши подборки упражнений и ресурсов:
Personalizing grammar exercises to the student’s goals
Персонализировать упражнения по грамматике и лексике не сложно. Представим того же менеджера по продажам с уровнем Elementary, который отрабатывает Present Perfect. Какие вопросы можно задать такому студенту, чтобы персонализировать упражнение?
- What was the biggest deal you have ever had?
- What was the worst client you have ever had?
- Have you ever had problems negotiating with customers?
Не следует искать специальные списки вопросов для менеджеров, таким простым образом можно скорректировать любой вопрос и отработать грамматику в формате semi-controlled exercises, а после и free practice.
5. Personalizing vocabulary exercises
Разберемся, как персонализировать лексические упражнения. Например, задача описать внешность, характер человека. Попросите студента описать последнего клиента, своего начальника, нелюбимого коллегу на работе. Таким образом вы покажете студенту, что не идете строго по книге как робот и не переключаете слайды урока на онлайн-платформе, не задавая дополнительных вопросов и не предоставляя новой информации.
6. Personalization is impossible if you are not genuinely interested in your student
Невозможно персонализировать урок, если вы действительно не заинтересованы в своем студенте, его хобби, делах, целях, эмоциях, опыте. Задавайте вопросы, запоминайте информацию о студентах, обращайте внимание на их эмоции, настроение, получайте обратную связь. Студенты могут потерять мотивацию, если не будут чувствовать интереса учителя.
Такой вид персонализации называется сквозным (integrated personalized teaching). Он не требует дополнительной подготовки и поиска материалов, не отнимает много времени, а студенты остаются удовлетворены проявленным интересом преподавателя, вовлечены в работу и мотивированны.
Примеры использования индивидуального подхода при работе с детьми с особыми потребностями
Сейчас набирает обороты развитие инклюзивного образования. Дети с особыми потребностями могут учиться онлайн, что иногда доступнее и (из-за специфики здоровья) удобнее для них. Инклюзивное образование предполагает индивидуальный подход к преподаванию, более гибкий и удовлетворяющий различные потребности особых детей.
Обучая ребенка-инвалида, в обстановке обычного класса преподаватель иностранного языка сталкивается с рядом методических и педагогических проблем. В связи с наличием в классе ребенка-инвалида педагог вынужден выстраивать свою работу с учетом неоднородного контингента учащихся.
В первую очередь следует создать благоприятную обстановку и дружественную атмосферу в классе, научиться быть терпеливее.
В этой статье мы не будем рассказывать обо всех нюансах преподавания английского языка детям с особыми потребностями. Скажем лишь, что в онлайн-школе несложно обеспечить таких детей материалами, адаптированными с учетом особых потребностей. Современные технологии позволяют сменять деятельность, так как особые дети быстро устают от монотонных упражнений и им рекомендуется переключаться. Правильно подобранные иллюстративный и интерактивный материалы вызовут положительные эмоции, а то, что впечатлило, останется в памяти. На основе этого следует дальше формировать лексические и грамматические умения. Сложнее всего — придерживаться коммуникативного подхода. Чаще всего особенные дети — интроверты, есть большой процент аутистов или с диагнозом ЗРР. Научить здоровых учеников вести диалог с такими детьми — непростая задача.
Делимся полезными статьями:
Case study
Приведем пример участия особенного ребенка в разговорном клубе онлайн-школы Skyeng. Стандартный клуб, не адаптированный специально под таких детей. Присоединяются люди разных национальностей, возраста, уровня, способностей. Учитель видит их по видеосвязи, слушает их представление, поддерживает small talk, чтобы понять, как лучше объединить их в пары для обсуждения тем.
В классе оказывается ребенок с ДЦП, речь нечеткая и медленная. Все участники клуба терпеливо ждут, выслушивают. Очень важную роль играет мастерство учителя, благоприятная обстановка, дружелюбность. Реакция людей может быть разной. Идея клуба — разговорная практика. Поэтому преподаватель может постепенно ввести в курс дела такого особенного ученика. Например, взять его на себя и стать ему собеседником в отдельной breakout room, где можно дать больше времени выговориться. Необходимо, чтобы ученик почувствовал радость от общения, от диалога. Преподаватель формирует ситуацию успеха, ведь такой ученик преодолевает себя, страх и множество других факторов, когда приходит в разговорный клуб.
В результате грамотного индивидуального подхода ученица стала постоянной гостьей здесь, ее знают все педагоги и студенты, часто посещающие клубы, она уже взаимодействует со всеми участниками, а не только с преподавателем. А еще она нашла себе друзей и (в результате посещения клубов) ее английский стал более беглым, сформировались разговорные навыки.
Каждый ребенок с нарушениями в развитии уникален как по своему состоянию, так и по темпу развития. Требуется целенаправленная, кропотливая и терпеливая работа. Педагоги должны иметь четкое представление о том, как и чему его учить, как относиться к его поведению и трудностям во время занятий, как учитывать его возможности, сглаживать особенности его состояния, вызванные болезнью, и т. д.
Мы проанализировали множество моделей поведения студентов, учеников с особенностями развития, а также специалистов с узкими запросами к курсу. Исходя из проведенного нами анализа, можно сделать вывод, что каждый человек может развиваться в любой интересующей его области, если педагог грамотно применит индивидуальный подход и составит индивидуальную программу обучения.